Новости культуры российских регионов
8 июня 2011
Центр

Кисть Юона, след Сокола

В художественном музее им. Крамского – три грандиозные выставки.
Их ждали, и очень – великие полотна из Третьяковки, которых поначалу планировалось к привозу чуть ли не семьдесят единиц, а в итоге прибыло 13. Одни шедевры не выдержали бы транспортировки из Москвы в Воронеж, другие – климат-контроль, которым местный музей похвастаться, не может, третьи банально не «пролазили» в двери учреждения, четвертые «тянули» на такие страховочные суммы, которые провинциальному бюджету и в кошмарных снах не снились. Однако ж – произошло! – Поначалу я несколько огорчился, узнав, что в ожидаемом количестве полотна Третьяковки в Воронеж доставлены не будут, – признался директор музея Владимир Добромиров. – Но увидев, какой получилась экспозиция «Путешествие в человечество», понял, что этот факт на торжественность события повлиять не может: любое из представленных полотен может быть предметом отдельной экспозиции. Каждое произведение – значительно, а вместе они работают очень мощно. Работы Петрова-Водкина, Юона, Филонова, Рублева, Шухмина… Признак состоятельности работы: каждая эпоха находит в ней свое адекватное выражение. Сытый шухминский милиционер ответственно исполняет свои обязанности, но для нас, сегодняшних, куда интереснее картинка, «встающая» за его спиной: прелестный зимний пейзаж плюс…черный воронок! Рядом – Павел Кузнецов, символист, начинавший еще в «Голубой розе»: работа «Строительство новых кварталов в Эривани». Знаковая для Востока, армянской культуры и библейской темы гора Арарат с развернутой у подножия кубической советской стройкой: зримый и вполне оправданный образ платоновского «Котлована». Стройка – величина, соразмерная Арарату как мерилу всего жизненного; гора – своеобразная Вавилонская башня. Поди, совок, дорасти… «Физкультурница» Самохвалова, «Восстание» Голополосова, «Новая планета» Юона, «Портер мальчика» Петрова-Водкина, «Прохожая» Шевченко… Идеалы и их антиподы платоновской эпохи: спешите видеть! Остановят зрителя и две выставки, расположенные этажом выше третьяковских богатств: серия оригинальных инсталляций «Котлован» израильского актуального художника Хаима Сокола и работы выдающегося мастера советской фотографии Бориса Игнатовича. Который, будучи в свое время редактором газеты «Горняк» и заведующим редакциями юмористических журналов («Дрезина», «Смехач», «Бузотер»), сотрудничал с Булгаковым, Катаевым, Зощенко, Кукрыниксами. Виртуозное мастерство владения камерой – вот какой диагноз выносишь автору, рассматривая его творения. Прелюбопытная личность – Хаим Сокол. Его «Котлован» – набор отвратительных, не читаемых с лету объектов. Без зазрения совести следует позиционировать их покоцанными корытами и ведрами, внутри которых – сугубо «котлованская» жизнь. Куски хозяйственного мыла – вразброс и упорядоченно, лес из веников – как дохлая перспектива движения вперед, металлические домики на сыром цементе и т.д. –Мой «котлован» – не о революции, не о войне и лагерях, – пояснил автор. – Он про наше время. Все эти цинковые емкости – не антиквариат и не мусор, а реальные условия труда современных гастарбайтеров. Я поместил в них картинки из советской жизни – серые обшарпанные стены, тусклый свет, мусор, грязь, убогий быт и невозможность вырваться.