Новости культуры российских регионов
8 июня 2011
Центр

Восхождение на «Руины»

В рамках Платоновского фестиваля открыта выставка актуального искусства.
Коллекция утопий – выставка под названием "Руины утопии" – развернута в художественной галерее «ХЛАМ». Объекты, скульптуры, ассамбляжи, фотоснимки и графика, отражающие пути развития исторического авангарда в ХХ веке, – дело рук, мироощущения и теоретизаторства художников из Воронежа (Николай Алексеев, Иван Горшков, Илья Долгов) и Москвы (Арсений Жиляев, Надежда Бушенёва). В компании с молодыми, но уже известными авторами – их еще более юные последователи и ученики – Жанна Маленко, Илья Бланкет, Надежда Титова. Люди, чьи творческие искания так или иначе связаны как с авангардом, так и с землей Платонова. Кураторы выставки, Илья Долгов и Николай Алексеев, декларируют: «Авангард для нас – золотая античность. Он задает стандарты, устанавливает идеалы, заставляет вырабатывать к себе отношение. Мифология авангарда лежит на современных художниках грузом тяжелой ответственности. Особенно на русских художниках – ведь русский авангард был одним из ведущих в мире…» Выставка актуалистов получилась менее «руинной», чем предполагалось (исхожу из опыта предыдущих свиданий с их творчеством): она по-своему даже уютна, камерна. Поскольку подана в виде и форме жилища. Если точнее – художники рискнули обустроить жизненное пространство некоего предполагаемого, но отсутствующего обитателя как место, иллюстрирующее личный миф Андрея Платонова. Тут, к примеру, найдешь фрагмент квартирного интерьера: наряду с типовыми креслом, телевизором и торшером, в композицию включена железная «Стая». Это экспрессивные фантазии (они же объекты) Ивана Горшкова – в ролях (образах?) прирученных домашних животных. Николай Алексеев представил «Северный мост» – пространственную композицию из кусков бетона, позаимствованных на обломках эстакады упомянутого урбанистического объекта (реального, заметим, воронежского). Серебряно-желатиновая печать, украшающая этот в прямом смысле хлам, воспроизводит фотоизображения будничных городских эпизодов. «Обломки амбициозного городского проекта становятся носителями смутных образов повседневности», – звучит комментарий автора. В сходном ключе решена экспозиция в целом. – Связующим звеном с упомянутым золотым веком авангарда может стать неумелое, прямолинейное и поэтому несколько провокативное повторение его стратегий с учетом текущей ситуации, – объяснили кураторы смысл своего эксперимента. – Современное искусство практически постоянно заимствует вещи и образы повседневной жизни. Эта практика как раз берет корни в историческом авангарде… Что ж, тоже позиция.