Новости культуры российских регионов
7 июня 2011
Юг

Последняя премьера сезона

В Ростовском музыкальном – балет «Корсар».
Судьба этого балета необычна с самого начала. 160 лет в основе его либретто лежала одноименная поэма Байрона. Впервые балет на музыку А.Адама появился в 1856 году в Париже. С той поры он ставился с музыкой разных композиторов и в разных хореографиях. В России традиционно появляющийся на сценах разных театров «Корсар» шел в хореографии Мариуса Петита. Однако в Ростовском музыкальном решили, что сюжет слишком запутан и не удерживает внимание зрителей. Потому ростовскому литератору Николаю Оганезову было заказано новое либретто. Сюжет был изменен, но, признался постановщик балета, народный артист России и главный балетмейстер театра Алексей Фадеечев, лучшие номера Петипа были сохранены. Это «Оживленный сад», известный концертный номер «Pas d'esclave» и другие. Новый сюжет напоминает все известные «пиратские» романы сразу: дочка губернатора Виктория убегает за полюбившимся корсаром Джоном Гленном. Естественно, влюбленный в нее офицер выясняет отношения со счастливцем. Викторию, как водится, крадут сарацины. С ними по законам жанра расправляются те же пираты и увозят и девушку, и сокровища во дворец губернатора. Тот хоть и получил желаемый сундук, взбешен тем, что дочка хочет связать свою жизнь с корсаром. Но Викторию уже ничего остановить не может. Апофеоз – «Веселый Роджер» над черными парусами, под ними счастливая Виктория и Джон Гленн. Красочным зрелище сделал заслуженный художник России Вячеслав Окунев – он автор сценографии и костюмов, который с благодарностью отзывался о художнике-модельере театра Натальи Земалендиновой. Нельзя не отметить возросшее мастерство танцовщиков театра, как и то, что музыки (музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный артист России Андрей Аниханов) все-таки оказалось маловато для воплощения новых фабульных перипетий. Некоторые повороты сюжета протанцованы скороговоркой, а кое-что и вовсе мельком. Прекрасны солисты Константин Ушаков и заслуженная артистка России Елизавета Мислер в номере «Pas d'esclave». Но как тут не вспомнить слова Улановой, обращенные к Николаю Цискаридзе: «Прекрасно танцуешь. Но – не то». Только закончив номер, артисты вспоминают, что они – вообще-то рабы, и их уводит отсюда новый хозяин. И только в этот момент у них появляется печаль на лицах. Но насколько бы был интересен сам танец, если бы это обстоятельство было включено в принцип его исполнения?! Но претензии эти – к постановщику. На вопрос, почему в афишу театра выбран «Корсар», художественный руководитель постановки Вячеслав Кущев (он же художественный руководитель театра) ответил, что этот балет – украшение репертуара любого театра. Всем журналистам, присутствующим на предваряющей премьеру пресс-конференции показалось иное: уж слишком сейчас популярна пиратская тема благодаря известным кинофильмам. Правда, рядовому зрителю еще нужно объяснить, что корсар и пират – это одно и то же.