Новости культуры российских регионов
6 июня 2011
Юг

Раиса Пащенко: маленькая женщина и великая актриса

В Ростовском академическом молодежном театре прошел бенефис Раисы Пащенко.
Хрупкая, маленькая, она по-прежнему напоминает шолоховского Нахалёнка, который был её первой ролью на сцене Ростовского ТЮЗа. Этот образ прославил ее навсегда. Сегодня ни у кого нет сомнения в том, что в середине 1970-х на перрон ростовского вокзала с поезда сошла не просто молоденькая курносая выпускница Саратовского театрального училища, но будущая великая донская актриса. Правда, Ростов-папа в тот день, на том же вокзале обошелся с девушкой довольно жестоко – у нее были украдены деньги и документы. Однако Раиса, не помня зла, обогатила культурную жизнь города за 35 лет служения ростовскому театру сотней блистательных актерских работ. И каждая, даже самая крохотная (к примеру, паж из спектакля «Ромео и Джульетты», поставленного Юрием Ереминым), оборачивалась триумфом актрисы. «Ее сам Господь поцеловал в темечко», - утверждал прошлый главный режиссер театра Владимир Чигишев. «Виртуознейшая…», - так отзывался об игре Пащенко народный артист СССР, артист Ростовского драмтеатра Михаил Бушнов. Однако сама Рая считает, что наибольшего комплимента ее удостоила учредитель благотворительного актерского фонда Адель Ветровой. Когда та узнала, что у Пащенко выпали зубы из-за чего она перестала выходить на сцену, то вызвалась оплатить работу стоматолога. Случилось это в начале 1990-х, чтобы вставить новые зубы, актрисе пришлось работать продавцом на рынке, продавать чулочки-носочки. Об этом она на бенефисе рассказала без тени смущения или кокетливого жеманства. Прослышав от сторонних людей об этой беде Адель Александровна дала деньги «на зубы», а сверх того на кофту, чтобы Пащенко приоделась. «Адель, а ведь кофту ту я храню до сих пор… Спасибо тебе за твое умение быть рядом с теми, кому особенно плохо…», - сказала Раиса, и низко-низко поклонилась Ветровой. Только ей. Хотя в день её бенефиса на сцену театра с поздравлениями выходили представители областного министерства культуры и городского департамента культуры, коллеги из других театров. Некоторые, признавая за Пащенко право войти в число самых больших актеров в истории ростовского ТЮЗа (сегодня Молодежный театр), решались на редкие в наши дни проявления чувств, называя ее великой актрисой. Но она, похожая на птенчика, за что получила прозвище ростовская Пиаф, точно не слышала всех этих славословий. Классическая простушка, травести на сцене, она своей естественностью больше напоминала тех людей, которые решительно не понимают в чем их геройство, за что их хвалят и превозносят. Маленькая женщина (настолько, что заслуженный артист России Владимир Воробьев, встав перед ней на колени, оказался с нею одного роста), она, кажется, и не подозревает, какой большой видится из зала. Но нам, людям из публики, ведь виднее.