Новости культуры российских регионов
31 мая 2011
Центр

Сотворение мира. Музыки

Галерея современного искусства "ХЛАМ" издает странные звуки.
Открывая очередную выставку в "ХЛАМе", директор галереи Алексей Горбунов напомнил: последняя буква хулиганской аббревиатуры – "М" – предполагает участие в работе учреждения музыкантов. На практике, однако, эта самая "М", плетущаяся в конце "шифровки", беззастенчиво попирается первой и главной – "Х". Художники – самые настойчивые "оккупанты" галерейных площадей, что логично и правильно, но не оригинально. Поэтому первый и единственный факт попадания в "ХЛАМ" музыкантов вызвал повышенный интерес публики. Выставка источников звука и музыкальных инструментов от воронежского конструктора по имени Алексей, фамилия которого не разглашается: в экспозиции – несколько сооружений не совсем ясной этимологии и совсем загадочного назначения. «Большая часть инструментов, – сообщает пресс-релиз – экспонируется впервые». Он, между прочим, написан на стекле, но читать его надо не там. А – на оборотной стороне стекляшки, как бы «с изнанки». – Девиз выставки – прозрачность, – настаивал автор. – Прозрачность в том смысле, что стирается грань между атрибутикой музыкантов и их слушателем, который может воспользоваться предложенными устройствами, минуя сцену. Стирается, грубо говоря, грань между сценой и залом… Что такое "ультэржо"? Или – "терменвокс"? А "TALKBOX"? Ни один сверхтолковый словарь не растолкует. Рассказы тех, кто видел означенные конструкции своими глазами, читателю тоже мало что дадут. И все-таки: можно напряженно, до побагровения морды лица дудеть в противогазную трубку, издающую пронзительный и даже истошный крик. Лицезреть протянутый под потолком галереи синенький скромный шланг с краниками по всей длине, из которых в бочки, расставленные на полу, мерно и бесстрастно капает вода. А можно согнуться в три погибели, нажать в этой позе на тайную кнопочку – и расслышать тихие вздохи некоего клавишного великана. Конструкция под смешным названием "гильзятница" – плотная связка баллончиков от сифона, широко применяемых в советском прошлом. Подергаешь за шнур – очень слышно гремит. А система из воздушных шариков, клавиш и прозрачных полиэтиленовых трубок издает булькающий звук. Запомнилась еще одна забойная штука, снабженная черной грушей для клизмы: «голос» – из разряда наиболее приемлемых (недаром к ней тянулись детские ручонки, желающие сбацать соло). Соседствовал с клизменным солистом агрегат «Созвездие Помойка»; «почему так называется, – пояснил автор – неизвестно…» Но догадаться нетрудно: колпачки от каких-то электрических прибамбасов с маркировкой про вольты, по которым следовало ударять прилагаемой к конструкции палочкой. В уголке галерейного зала приютился еще один эксклюзив, рабочая часть которого представлена бочкой, лишенной признаков индивидуальности. «Нужно наступать на него внизу и бить чем-нибудь сверху; все равно, чем» – подкупал наивом комментарий. Наблюдала своими глазами, как упоенно "бил чем-нибудь" по штуковине воронежский художник Чепурин: завидная творческая самоотдача…