Новости культуры российских регионов
11 апреля 2011
Центр

Мир Поддубного

Вернисаж одного из самых неординарных и самобытных живописцев и фотохудожников Брянщины Александра Поддубного состоялся в Выставочном зале на бульваре Гагарина.
О себе в аннотации к выставке он говорит так: «В магазине на прилавке лежат тюбики краски и мучаются. Пейзажи, натюрморты и всяческие жанры теснятся в них нетерпеливо, но крышечки тюбиков крепко завинчены. Кисти лежат и подрагивают, - мечтают попрать белизну бумаги. Я бережно несу домой эти сокровища, помещаю у холстов и отвинчиваю крышечки. И пока за окном мужики закусывают и ругаются, - в моей мастрской зацветают луга, свисают спелые яблоки, а из вод десны выпрыгивают веселые зайчики. Я люблю теплое, лирическое, романтическое на холсте и фотобумаге. Среди художников господствует мнение, будто надо поклоняться природе, молиться на нее. Пожалуйста, становись на колени, но на холсте интерпретируй… Итерпретировать – мое художественное кредо.» Иногда он сопровождает свои работы стихотворными строчками в духе хоку и танки. Нередко, показывая работу, он приоткрывает ее суть и своим устным комментарием, не упрощая, а усложняя изображенное на полотне или на фотографии. И тогда яблоня оборачивается живым календарем природы, раскрывая в себе все четыре времени года. Голые ветви на наших глазах переходят в яблоневый цвет, который завершается зрелыми плодами, падающими в траву. Васильки роем вылетают из корзины. Слепой дождь над Десной разворачивается в цветопредставление радуг, туч и облаков. Черно-белые холмы оборачиваются гигантской птицей… В его божественном космосе увиденное слилось с воображаемым. Здесь все в движении – течение реки, порывы ветра, полет фантазии, течение времени. И оттого каждая его работа – от живописного полотна до небольшой фотосерии – становится философским высказыванием о чем-то земном во вселенском контексте. Художник и искусствовед Сергей Обыденный считает, что в основе художественного метода Поддубного лежит прием цветового и смыслового контраста. «Художник постоянно сталкивает диаметрально противоположные эстетические философские категории: свет и тень, миг и вечность, малое и большое, цветение и увядание… В каждой его работе присутствует определенная поэтическая метафора, философское обобщение, некий подтекст. В живописном отношении он предельно раскован, но за каждым мазком угадывается импульсивная работа кисти. «Чтобы живопись не была деревянной, краска должна лететь на холсте», - говорит художник». В его манере видят влияние Павла Филонова, Анри Матисса, Анри Руссо, Пиросмани… Но он никому не подражает. Просто сам пристально всматривается в жизнь, проникая в ее тайны и пытаясь открыть их в своих «цветовых спектаклях», так называет он свои картины, словно одушевляя их и продлевая изображение во времени. На его выставке каждый посетитель может ощутить себя художником вместе с автором. На фотопортрете отца – росчерк: « До ста живи, а там видно будет». Хочется того же пожелать самому автору – Александру Поддубному.