Новости культуры российских регионов
11 апреля 2011
Центр

Кто остался в дураках?

Театр драмы показал в День дурака очень подходящую премьеру – известную французскую комедию «Ужин с дураком».
Про то, что границы нормального и ненормального в нынешней жизни сильно размыты. Про то, каким трогательным и содержательным может оказаться мир тех, кого мы спешим записать в дураки. И про то, что в конце концов любой из нас может оказаться в дурацком положении. Благодаря успешным столичным премьерам эта лирическая комедия Франсиса Вебера стала чуть ли не классикой жанра и надежным источником для кассовых сборов. Дальше все определяет чувство меры, вкуса и наличие чувства юмора у тех, кто за нее берется. Все это наглядно продемонстрировал Брянский театр драмы в новой работе под руководством режиссера-постановщика Дмитрия Горника, приглашенного из Москвы. Он же является автором идеи сценографии и костюмов, изобретательно выполненных художником Александром Малыгиным. Ему же принадлежит музыкальное оформление. Удачей премьерного спектакля стало то, что его создатели во главе с режиссером не пытаются любой ценой смешить публику, как это случилось, например, в тюзовских «Примадоннах». При том, что смешных моментов в комедии положений предостаточно. После вмешательства приглашенного «дурака» Франсуа (артист Михаил Кривоносов) все задуманное хозяином дома Пьером (заслуженный артист РФ Александр Кулькин) получается с точностью до наоборот: он ссорится с женой, не может отделаться от любовницы, нечаянно выставляет рогоносцем налогового инспектора. «Дурак, который за час доводит твою жену до маньяка Мено и тебя до инспектора?.. » -- задает риторический вопрос приятель Пьера Леблан, сам чуть не попавший в сети дурака. Смех смеху рознь. В этой вроде бы незатейливой комедии создателям спектакля удается докопаться до философских обобщений, проникнуть вглубь персонажей, и прежде всего, в характер главного героя – недотепы Франсуа, вначале не подозревающего, за кого держит его ради скуки хозяин дома Пьер. Михаил Кривоносов в роли Франсуа, похоже, сыграл свою лучшую роль на сегодняшний день на брянской сцене. Клоунский пиджак с элементами делового стиля, нелепая панамка на голове… Он как будто только что с цирковой арены. Спешит всем на помощь, оказывая при этом медвежью услугу. Но у него «в душе свой жанр имеется». Его конструкции шедевров архитектуры из спичек, как карточные домики и замки из песка – символы хрупкости жизни, из которой ушла любимая. Своим прямодушием и самодостаточностью кривоносовский Франсуа отсылает нас к галерее замечательных персонажей: от везучего Иванушки-дурака и неунывающего чаплиновского бродяжки до бурвилевского Недотепы. Он даже внешне похож на невеселого французского комика. «В ужине с дураком» сложился удачный актерский ансамбль. Александр Кулькин (Пьер), Юрий Киселев (Леблан), Светлана Рязанцева (Марлен), Елена Дигина (Кристина) играют в одном выверенном режиссером ключе. «Свита» помогает в полной мере раскрыться главному исполнителю и также как он, пытается уйти от одномерности своих персонажей. Даже экзальтированная Марлен, которая помешана на Индии и феерически расставляет сети экс-любовнику Пьеру, в исполнении Светланы Рязанцевой в финале находит для заинтересовавшегося ей Франсуа иные краски и интонации – искренние и лиричные. По-новому раскрылся в премьерном спектакле актер Александр Малинов, герой которого налоговый инспектор Шеваль больше других оказался в дураках. На наших глазах важный чиновник оказывается униженным рогоносцем, пытаясь до последнего сохранить важную мину. Игра с париком, под которым обнаружилась голая лысина – сценическая метафора в житейском маскараде, где умный оборачивается дураком и наоборот. В обличьи дурака может оказаться просто один несчастный малый, сумевший за пару часов нечаянно поставить всех и вся на свои места.