Новости культуры российских регионов
30 марта 2011
Дальний Восток

Музыка Александра Новикова

В хабаровском ТЮЗе сыграли спектакль «Сказка о золотом петушке» памяти композитора Александра Новикова.
Его музыка к этой постановке не так давно была отмечена премией Правительства Российской Федерации в области театрального искусства. Награда автору присуждена посмертно. Работая долгие годы в Хабаровске, он написал музыку более чем к 50 спектаклям. Яркие композиторские работы в постановках «Я, бедный Сосо Джугашвили», «Вишневый сад», «Трехгрошовая опера», «Женитьба Бальзаминова», «Чума на оба ваши дома», «Цирк Шардам-Принтипрам», «Бунна», «Ниоткуда с любовью», «Маленький принц». А рядом с этим совсем другая линия жизни и творчества – классическая. Целый ряд серьезных вокально-хоровых произведений: кантата для хора, органа и литавр «Андрей Полисадов» на стихи Андрея Вознесенского (1984), опера «Верую» по рассказу Василия Шукшина (1985), вокальный цикл «Черная калина» для сопрано и оркестра русских народных инструментов (1989), «Месса» для хора и симфонического оркестра (1991), «Вива ля Академия» для 12 солистов и симфонического оркестра (1993), «Кончертино» для двух скрипок, клавесина и симфонического оркестра (1994), кантата для женского хора и флейты «Игры солнца и росы» на стихи Валерия Громовикова (2003), моноопера «Разговор человека с собакой» по рассказу А. Чехова (2006), «Три песнопения из Екклесиаста» для баса соло, хора и симфонического оркестра (2009). Два этих направления – академическое и театральное – очень тесно сплелись в композиторской судьбе. Александр Новиков родился на Сахалине, практически на самом севере острова – в поселке Ноглики. В Хабаровске поступил институт инженеров железнодорожного транспорта. Пять лет, нормальная профессия инженера-электрика и даже заманчивое по тем временам предложение поехать на БАМ освобожденным ответственным секретарем и уверенно двигаться по партийной линии. Но в итоге уехал в Комсомольск-на-Амуре, где преподавал в ПТУ. В Комсомольске же попробовал себя и в качестве театрального композитора, написав музыку к постановкам самодеятельного кукольного театра «Кукольчата». Поступление в Хабаровское музыкальное училище стало обычным спором с друзьями. Александр спор выиграл, и уже учась в Хабаровске на отделении дирижирования академическим хором, руководил вокальной группой в железнодорожном институте. В училище встретился с Юрием Владимировым – талантливым композитором, педагогом, основателем Дальневосточной композиторской организации. Потом поступил в Новосибирскую консерваторию, где учился по специальности «Композиция» у Ю.П. Юкечева. Новосибирск, крупный культурный центр, многое значил в жизни Новикова. Здесь проходили первые исполнения его крупных произведений, да и вообще музыка Новикова в этом городе часто звучала. Гораздо чаще, чем в Хабаровске. Но это по объективным причинам. «Мессу» вначале услышали сибиряки, а потом только, когда на берега Амура приехал камерный хор Новосибирской государственной филармонии и исполнил ее вместе с Дальневосточным симфоническим оркестром, – дальневосточники. Позднее это масштабное произведение звучало в Томске, в Германии, а в 2000 году в Швеции. Произведения дальневосточного композитора с успехом исполнялись в Новосибирске, Томске, Иркутске, Челябинске, Санкт-Петербурге, Греции, Германии, Швеции, Республике Корея, Японии. Александр Новиков имел немало творческих наград. На серьезных фестивалях отмечались его академические произведения, если говорить о театральных работах, композитор награждался премиями губернатора за музыку к спектаклям «Цирк Шардам-Принтипрам», «Стрелец», «Маленький принц» и др. Александр Новиков ушел в апреле 2009 года. В марте 2010 года в Новосибирской филармонии состоялась премьера его последнего сочинения – «Три песнопения из Екклесиаста» для баса соло, хора и симфонического оркестра. В основе этого произведения, над которым композитор работал несколько лет и считал его для себя главным, определяющим, – ветхозаветные тексты, принадлежащие перу царя Соломона. Завершить не успел. Это сделал его друг по консерватории новосибирский композитор Сергей Кравцов. Он постарался дописать партитуру так, как это сделал бы сам автор.