Новости культуры российских регионов
9 марта 2011
Сибирь

Увидеть Перу и умереть

Музеолог Ольга Матющенко написала детективную повесть-путеводитель.
Областной краеведческий музей провел однодневную книжную выставку. Экспонатами ее стали издания, написанные сотрудниками ТОКМа и выпущенные под знаком музея за последние десять лет. Здесь и серия «Земля томская», созданная и написанная Яковом Яковлевым, и «Труды Томского областного краеведческого музея», и юбилейные альбомы по истории города, и ряд каталогов с прошедших выставок. Но весь книжный развал, представленный в экспозиции, был лишь антуражем, фоном, гарниром для главного и неожиданного «блюда» - детектива, написанного музеологом, преподавателем кафедры музеологии Томского госуниверситета Ольгой Матющенко, «Дело в шляпе». Именно эта карманного формата книжка и стала поводом и причиной рассказать об издательской деятельности томских музейщиков. Нельзя сказать, что Матющенко – новичок в писательском деле. Из-под ее пера уже выходили и статьи, и брошюры. Но все они носили научный характер. Отчасти налет научности, вернее, научного подхода к теме индейской культуры сохраняется и в детективной повести. Однако «Дело в шляпе» - это дебют Матющенко в художественной литературе, точнее, в беллетристике. Чтобы умный читатель отличал серьезные труды от «баловства», Ольга Ивановна взяла псевдоним – Ольга Лебедь. Именно под этим именем она и намерена войти в число томских литераторов. Ибо на подходе уже второй детектив. Героиней «ужасных приключений в перуанских джунглях» Ольга Лебедь сделала томскую библиотекаршу. Именно так называют хранителей книжной мудрости обыватели. Библиотекарша – это гибрид интеллекта и женских комплексов (не воплощенных фантазий, не пригодившихся знаний и несчастной любви). Ольга Матющенко специально не отступает от трафаретного восприятия этого работника культуры и даже дает своей Маргарите подходящее прозвище – «Шляпа» . Это нужно, чтобы подчеркнуть обычность, обыденность, а не исключительные качества или сверхспособности своей героини. Единственное отличие «Шляпы» от типичной библиотекарши – авантюризм. Наткнувшись в Интернете на интригующее предложение: «Мы поможем вам красиво умереть», томичка отправляется в Перу. Но нее для того, чтобы поставить точку в своей судьбе, которая, казалось, катилась под откос после личных драм, а для того, чтобы начать жизнь с чистого листа. В далекой стране, где древность уживается с современностью, она повстречала своих соотечественников, с которыми пережила труднейшие испытания. Не всем русским удалось вернуться на Родину. И сама библиотекарша оказывалась на краю пропасти в прямом и переносном смысле. Но духи Перу оказались добры к томичке. На вопрос, что побудило серьезного научного работника пуститься в путь за сомнительной славой автора женского детектива, Ольга Матющенко призналась, что не лавры Дарьи Донцовой или Татьяны Устиновой не давали ей покоя, а перипетии личной жизни. Сочинительство для нее стало своеобразной терапией, способом не впасть в депрессию, после того, как ей пришлось оставить краеведческий музей, где она проработала не один десяток лет. Так что героиня повести «Дело в шляпе» - отчасти автобиографична. Год, потраченный на написание книги, пошел на пользу автору – пересмотрены прежние приоритеты, произошел учет и переоценка ценностных ориентаций. Собственно, писательство для Матющенко то же, что и путешествие для ее Маргариты - способ познания себя и мира. Не обольщаясь на предмет своего литературного дарования, новоиспеченный автор детективов видит достоинство своей книги в том, что ею изобретена новая разновидность жанра – детектив-путеводитель. В остросюжетную форму смертельных приключений библиотекарши облечена точная, научная информация об исторических памятниках, достопримечательностях Перу и культуре аборигенов этой древней земли. Правда, сама Матющенко ни разу не была в Перу и вообще не ступала на континент древних индейцев. Интернет – был ее помощником и путеводителем для написания беллетристического путеводителя по Перу. Вот такой каламбур получается. В качестве постскриптума к детективу-путеводителю и данной заметке остается добавить, что еще один томич примерно в то же время, когда печаталась книга, совершал путешествие по земле инков. Но не в виртуальном пространстве. Фотограф Дмитрий Беркут своими глазами увидел и озеро Титикака и гору Мачу-Пикчу, и долину Наска. Свой взгляд на южноамериканский уклад жизни он выложил в «ЖЖ». Возможно, и его фоторепортажи послужат для кого-то путеводителем по Перу, Аргентине, Боливии, Эквадору и Чили.