Новости культуры российских регионов
2 марта 2011
Центр

Это музыка, музыка, музыка…

Издательство «Кварта» освоило «Территорию творчества».
На обложке новорожденного сборника – имена двух авторов: кандидата искусствоведения Анны Шалагиной и доктора искусствоведения, секретаря Союза композиторов РФ, председателя его воронежской организации Евгения Трембовельского. Вынесенная на титул строчка «Сообщество композиторов Воронежского края» свидетельствует, однако, о том, что книга объединяет суждения и высказывания десятков композиторов и музыковедов: «Территория творчества» – своего рода коллективная монография, посвященная деятельности местного творческого союза во всех ее проявлениях. Том щедро иллюстрирован: к изданиям, оформленным подобным образом, проникаешься особым доверием. Пожалуй, впервые в воронежской истории предпринята серьезная попытка нарисовать максимально полную панораму творческой жизни сообщества наших музыкантов, обозначив ее центры и фон, позволивший им (центрам) таковыми стать. Начинается повествование с исторической справки; назвать это сочинение «справкой» – не совсем, впрочем, корректно. Развернутая лирическая зарисовка, излагающая фактологию живым, не засушенным языком, подкупает читателя с первых же строк. На использование авторской интонации редкое академичное (или – близкое к тому) издание решится, а ведь именно она – та аппетитная наживка, на которую "клюнет" не только специалист-музыкант, но и сторонний читатель, способный оценить возможности изящной словесности. Содержательны разделы «Портреты композиторов» (посвящения самым ярким, с наиболее выраженным творческим почерком музыкантам) и «По страницам концертов» (описания конкретных контактов с публикой, обозначающих масштаб творческого потенциала композитора). Органично вплелись в ткань повествования обращения к народному искусству и песенным традициям края («Вблизи истоков»). О роли музыковеда в деле популяризации композиторского творчества напоминает глава «Об искусствоведах». Красноречиво и «Приложение», перечислившее основные сочинения воронежских композиторов за 1950-2000 годы; благодаря этому разделу, популярное, в принципе, издание вполне тянет и на справочник тоже: где еще найдешь приведенные сведения в упорядоченном варианте? Ну, и «Дополнения», заключительный раздел сборника, крайне любопытны. Воспроизведена весьма тенденциозная полемика известных воронежских музыкантов с одной из местных газет, говорящая сегодня, по истечении времени, на мой взгляд, о главном: самочувствие творческого человека в обществе – всегда больное. Но то, что общество, при любых оговорках, смотрит на этого человека с пристрастием – штука обнадеживающая. Как для творца, так и для общества. Тому и появление энциклопедичной «Территории творчества» – доказательство; книга едва ли не постранично философствует, цитируя известных деятелей искусства, не чурается народной мудрости. Тем самым выводит «узкую специализацию» (музыку) на широкий простор современной общественной жизни. Что, собственно, и требуется.