Новости культуры российских регионов
14 января 2011
Дальний Восток

Недетская история о золотом петушке

Спектакль «Сказка о золотом петушке» Хабаровского тюза отмечен премией Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры.
По распоряжению министра культуры РФ награды удостоена вся постановочная группа спектакля: Александр Новиков – композитор, заведующий музыкальной частью театра (посмертно), Константин Кучикин – художественный руководитель театра, Наталья Ференцева – главный режиссер театра, Андрей Непомнящий – художник спектакля, Ольга Козорез – балетмейстер. Премьера спектакля «Сказка о золотом петушке» по сказке А.С. Пушкина состоялась в 2007 году. Точнее, это были три пушкинские премьеры – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке» в тюзе и «Сказка о рыбаке и рыбке» в кукольном театре, и каждый спектакль, несмотря на знакомые сюжеты, открывал нового Пушкина. Возможно потому, что повод был совсем не «датский» и авторы шли «от сердца», наградой им стал настоящий зрительский успех, интерес к русскому языку и литературе, да и к самому Александру Сергеевичу. Работа над спектаклем «Сказка о золотом петушке», по словам режиссера-постановщика Константина Кучикина была своего рода преодолением неуверенности, страха по отношению к сложнейшему материалу, созданному Пушкиным. Но именно это преодоление стало шагом к Пушкину. К пушкинскому материалу нужно подходить очень ответственно, готовиться к нему не один год, потому что Пушкин не прощает небрежности, размышляет Кучикин и подчеркивает еще один важный момент – бескорыстность. Лишь только начинается ожидание будущего успеха от спектакля, в какой-то момент все разрушается. И в этом тоже Пушкин – загадочный и мистический. Сказку о золотом петушке рассказывает нянюшка Арина Родионовна (Евгения Фасулаки). Удивительная история о царе Дадоне и его сыновьях, Мудреце и мистической птице, ставшей в итоге возмездием, о Шамаханской царице. И вдруг от этого рассказа «вполголоса» не остается и следа. Все наполняется шумными хороводами, игрищами, а рефреном идет то ли детская считалочка, то ли заклинание «Экты, бэкты, полумэкты. Эни, бени, рекс!...». Впрочем эта «Тарабарщина», к слову, сложнейшая по вокальному воплощению, была написана композитором Александром Новиковым действительно на основе древних новгородских распевов. Это произведение Новиков создал много лет назад для академического хора. До поры до времени оно лежало в столе и в итоге стало мощным наполнением для этого мистического спектакля. Так же как и «Перепелушка», написанная специально для «Сказки о золотом петушке» и звучащая несколько раз, интонационно подчеркивая нарастающее эмоциональное напряжение в спектакле. «Сказка о золотом петушке» – это спектакль превращение, спектакль-игра. Кажется, что его сценография соткана из волшебства. Буквально ниоткуда, почти из воздуха появляется Мудрец (Владимир Домбровский), и в звенящей тишине этой сцены ощущается приближение беды. А когда происходит очередное превращение и в небо взмывает огромный огненный петух (метаморфозы с шатром Мудреца), напоминающий грозное зарево, становится понятно: вряд ли эта история закончится хорошо. За работу в этом спектакле Владимир Годованец (царь Дадон) был удостоен премии губернатора Хабаровского края в номинации «Лучшая мужская роль». Ему действительно удалось создать объемный, трагический образ – от веселого и мудрого правителя, наделенного недюжинной силой до совершенно потерянного, уставшего, равнодушного ко всему. Даже яркое одеяло-государство, такое большое в начале спектакля (превосходный символ, придуманный режиссерами и художником), постепенно скукоживается, становится жалким, обтрепанным. И эта любовь к Шамаханской царице как морок, которая дарит счастье Дадону и тут же разрушает всю его жизнь. А последнюю точку в этой недетской истории ставит золотой петушок – карающая, но справедливая сила. Авторы спектакля, «прочитав» зашифрованные Пушкиным в этой сказке размышления о чести, достоинстве, призрачности земного счастья, возмездии, наполнили свою работу интереснейшим звучанием, знаками, символами, и в итоге зритель увидел абсолютно новую историю, которая только что родилась на этой сцене.