Новости культуры российских регионов
29 декабря 2010
Юг

Павел Власов – художник и педагог

В Астраханской государственной картинной галерее им. П.М. Догадина состоялось открытие выставки «П.А. Власов – организатор художественной жизни в Астрахани».
Имя первого профессионального художника-педагога Павла Алексеевича Власова с любовью и глубокой благодарностью произносят в Астрахани и за её пределами. Павел Алексеевич Власов родился 26 января 1857 года в Новочеркасске. Отец будущего художника, казачий полковник А.Н. Власов, состоял войсковым старшиной и занимал почетную должность «смотритель рыбных ловель», мать тоже казачка по происхождению, была женщиной энергичной и властной. Для Павла Алексеевича военная карьера была закрыта: несчастный случай в самом раннем детстве стал причиной его физического недостатка — хромоты. Жизнерадостного и общительного мальчика пленяли удалые казачьи скачки, шумные, подвижные игры его сверстников, но участвовать в них он не мог, и его врожденная энергия искала выхода в другом: в пристальном наблюдении окружающего и в попытках передать свои впечатления на бумаге. Гимназические годы Власов провел в новочеркасской войско¬вой Платовской мужской гимназии. Ему повезло, в гимназии, отличавшейся редким составом высокообразованных преподавателей, прекрасно было поставлено рисование. Учитель рисования, Фердинанд Карлович Нейяр, чутко руководил одаренным мальчиком, и позднее Власов неоднократно вспоминал с благо¬дарностью его советы и поддержку. Благодаря настойчивым уговорам Нейяра отец Власова согласился на то, чтобы сын стал художником. По необычному для его среды руслу потекла жизнь юноши: после окончания гимназии он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 70-х годах XIX века Московское училище живописи, ваяния и зодчества было одним из прогрессивных учебных заведений России. Под руководством В.Г. Перова, Е. С. Сорокина Власов не только приобрел зна¬ния в области рисунка и живописи. Развитию передовых взглядов на искусство в немалой степени способствовала и среда, которая окружала Власова в Москве. Он жил в общежитии училища на Мясницкой (ныне улица Кирова), напротив почтамта. Жили дружной семьей. Твор¬ческий энтузиазм, преданность своему делу были всеобщими. Часто возникали страстные споры об искусстве, горячо обсуждались критические статьи В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. С огромным интересом встречалась каждая выставка и особенно передвижников. Кумирами были, кроме В.Г. Перова, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге и начинавшие завоевывать известность молодые И.Е. Репин и И.И. Шишкин. В 1879 году он закончил его с малой серебряной медалью за этюд с натуры масляными красками. В 1880 году, успешно выдержав вступительные экзамены, он был принят в Академию художеств. Поступил в натурный класс, руководимый Павлом Петровичем Чистяковым. О постепенном овладении Власовым принципами чистяковской школы можем судить по двум его рисункам – «Натурщик везущий» (1833) и «Два сидящих натурщика» (1885 г.) Живописных работ Власова, исполненных им в период обучения у Чистякова, не сохранилось, но известно, что в 1881 году за живописный этюд натурщика ему была при¬суждена почетная награда — большая серебряная медаль. 7 октября 1883 года он подает прошение в совет Академии с просьбой зачислить его в отделение монументально-декоративной живописи. Но через год Власов вынужден отказаться от избранного пути и просит перевести его в мастерскую исторической живописи. Причиной явилась болезнь ног, не позволявшая ему выполнять декоративные росписи, которые обычно ведутся высоко на лесах и требуют боль¬шого физического напряжения. Сравнивая листы академического «Личного дела казака Власова...» с такими же документами его соучеников по курсу, удостоенных по окончании высших наград и званий, убеждаемся, что никто из них не получил в тече¬ние учебных лет столько наград, похвал и поощрений, сколько получил их он. Но последовательно реалистический метод работы Вла¬сова, смелость и самобытность его суждений об искусстве, демократизм в общении с людьми «пришлись не ко двору» чиновной казенной Академии. В этом и заключена раз¬гадка непризнания ею яркого дарования молодого художника. Работа «Портрет отца» - в портрете нет той ноты задушевности и теплоты, которые возникают при большой духовной близости между исполните¬лем и портретируемым. Он написан объективно, как бы «со стороны», и характеристика художника столь же правдива, сколь и беспощадна. В это время Власов женился. Молодым людям пришлось нелегко на первых порах само¬стоятельной жизни. Единственным источником существования были копии кар¬тин старых мастеров, которые он исполнял в Эрмитаже и продавал за скудное вознаграждение в антикварный магазин Доциаро и Аванцо. 1890 год стал решающим в творческой судьбе Павла Алексеевича. К конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исееву обратился астраханский губернатор князь Л. Д. Вяземский с просьбой подыскать способного и энергичного чело¬века на должность учителя рисования в астраханскую Мариинскую женскую гимназию. П. Ф. Исеев предложил кандидатуру П. А. Власова. Астрахань в те годы являлась местом ссылки политически неблагонадежных лиц. Здесь постоянно свирепствовали эпиде¬мии чумы и холеры. Город стоял в стороне от культурных цент¬ров и художественной жизни. И все-таки Власов принял предложение, он увидел в нем широкие возможности для своей обще¬ственной и творческой деятельности. Безусловно, в решении молодого художника уехать в глухую провинцию основную роль сыграло высокое стремление служить просвещению народа, сде¬лать искусство его достоянием. В Астрахань Власов прибыл летом 1890 года. Занятия в гимназии еще не начинались. Было время осмотреться в новом городе. Власов организует у себя дома частную художественную студию. Приступает к преподаванию в гимназии. Он решает создать официальный Художественный кружок с широкой программой деятельности. Но особенно большое значение имела организованная в 1900 году первая в Астрахани выставка произведений астраханских художников, среди которых особым успехом пользовались работы Власова. 2 марта 1900 года в художественных и рисовально-технических классах при астраханском Художественном кружке начались занятия. На работы Власова ученики смотрели, как на недосягаемые образцы. Со своими учениками Павел Алексеевич делился дельными профессиональными советами. В 1915 году астраханская общественность торжественно и сердечно отметила двадцатипятилетние педагогической деятельности Павла Алексеевича Власова. Имя его как художника-педагога к тому времени пользовалось широкой известностью не только в Астрахани, но и за ее пределами. Многие из учеников частной студии и художественных и рисовально-технических классов продолжали свое образование в специальных учебных заведениях страны. В 1918 году вместо рисовально-технических и художественных классов образуется (в их же помещении) студия имени Губпрофсовета, затем в 1920—1921 годах организуются Высшие художественно-технические мастерские и, наконец, в 1921 году, после закрытия двух первых, создается Астраханский художественно-педагогический техникум. В 1935 г. был реорганизован в Художественное училище им. П. А. Власова, просуществовавшего до 1942 г. Последние годы Власова были омрачены смертью жены. Павлу Алексеевичу грозила бы одино¬кая старость, если бы не поддержка друзей и учеников: его по¬стоянно навещали Е. И. Нешмонина, Ф. Ф. Щукин, А. М. Тока-рев, приходила и молодежь. Из далекого Ленинграда приехали к нему бывшие воспитанники техникума К. А. Титов, Е. Д. Стройкова-Титова, М.Т. Козелл, В. А. Панков. Они сфотографировались со своим учителем, и эта фотография доносит до нас радость встречи. Б. М. Кустодиев в феврале 1926 года прислал Власову книгу о своем творчестве и письмо, в котором писал: «Дорогой Павел Алексеевич! Посылаю Вам мою монографию, вместе с ней и мою самую горячую и искреннюю благодарность за Вашу любовь и исклю¬чительное внимание, которое Вы высказали мне, когда я трид¬цать лет тому назад пришел к Вам совсем еще мальчиком и нашел у Вас все то, что сделало меня художником: любовь к на-шему искусству и фанатическое отношение к труду — без того и другого я не мыслю принадлежности к этой почетной корпо¬рации, людей искусства...» Под этими словами с радостью подписались бы десятки художников-астраханцев, воспитанных Власовым, и сотни их зем¬ляков, которые благодаря ему научились ценить и понимать искусство. Чувства любви и благодарности, выраженные за них Б. М. Кустодиевым, — лучший венок на могилу этого выдающе¬гося художника, педагога и гражданина. Скончался Павел Алексеевич Власов 16 ноября 1935 года. Художественное образование, основы которого были заложены серьезным и талантливым педагогом П.А. Власовым, и сегодня развивается в Астрахани. Последователи и ученики Павла Алексеевича Ф.Ф. Щукин, С.П. Сахаров, М.В. Барашев, В.А. Панков, С.Г. Масленников продолжали начатое им дело, передавая учащимся свой опыт и знания. В стенах Художественного училища воспитываются новые поколения художников, творчески работающих в русле академического реализма.