Новости культуры российских регионов
15 октября 2010
Юг

Актерская династия

Ростовскому театру кукол исполнилось 75 лет.
Накануне юбилея со дня основания театра донской губернатор Василий Голубев подписал распоряжение о поощрении благодарственными письмами артистов-кукловодов Александра Василенко и Игоря Кушнаренко. Игорь Иванович – второе звено в известной донской актерской династии Кушнаренко-Кишко. Ее основательница Мария Кушнаренко свою первую куклу вывела «на сцену» в 1936 году. Сейчас в театре работают ее сын — Игорь Кушнаренко, его жена — Лариса Кишко и их дочь Елена. Пожалуй, можно сказать, что троих из этой династии в театр кукол привел случай. Основательница династии вообще собиралась поступать в медицинский институт, уже сдала туда документы, и вдруг… Увидела из окна трамвая большое объявление о приеме на актерские курсы. Она бросилась туда, и судьба ее была решена. Сначала Мария была актрисой первого в Советском Союзе колхозного передвижного драматического театра. Ушла из него по семейным обстоятельствам: решила, что должна больше внимание уделять сыну, без пяти минут первокласснику. А какое уж тут внимание, когда работа — сплошные разъезды…Она выбрала только что открывшийся в Ростове театр кукол и никогда о том не пожалела. Впрочем, однажды театральные куклы ее едва не погубили. Было это в войну. Мария вместе с частью труппы, сыном и уложенными в коробки куклами эвакуировалась в Краснодарский край. Станица, в которой они поселились, была вдали от больших дорог, думалось, что немцы туда не дойдут, но пару раз, на короткое, правда, время они туда заходили. Коробки с куклами спрятали еще по приезде, так что актеры и сами толком не знали, какие из кукол находятся рядом с ними. Когда же немцы отступили и эти коробки, наконец, можно было распаковать, Мария увидела, что жила по соседству с куклами из агитационного спектакля «Гитлер капут». Страшно было представить, чем все бы кончилось, если бы немцы нашли эти куклы… Игорь Иванович Кушнаренко едва ли не половину своего детства провел в мамином театре. Этот мир ему нравился, он охотно согласился на мамино предложение записаться в одну из известнейших в городе самодеятельных театральных студий, однако думал посвятить свою жизнь не сцене, а живописи. Он даже поступил в художественное училище, но очень быстро понял: способности и дарования — это еще не призвание. Чтобы добиться чего-то значительного в художественном творчестве, надо этим болеть, надо этим гореть. И в училище были ребята, которые, казалось, 24 часа в сутки думали только о живописи и рисунке. Кушнаренко честно признался себе, что таких сильных чувств не испытывает.…Когда он вернулся из армии, прием в средние и высшие учебные заведения уже завершился. Но одна из актрис, с мнением которой в театре кукол считались, предложила взять его до весны в труппу: мол, вырос он в этих стенах, художественными способностями не обделен, дело здесь для него найдется. Ее словам вняли, а тогдашний главный режиссер театра Сахновский, тоже знавший Игоря еще ребенком, рискнул прорепетировать с ним роль боярского сына из сказки «Марья краса — золотая коса». Сынок был еще тот тип, зато роль — большая, интересная. Кушнаренко с ней справился. Так никакого вуза он и не закончил: театр стал и его университетом. Довольно скоро Кушнаренко удостоился почетного диплома на престижном всесоюзном конкурсе, и так пошло, и пошло, и до звания заслуженного артиста России дошло, а еще прежде наградили Игоря Ивановича орденом «Знак Почета». В театре встретил он и свою судьбу — Ларису, выпускницу Саратовского театрального училища. Лариса вообще-то мечтала играть в драматическом театре, но свободные места были только на отделении кукольников, а ей очень не хотелось ждать до следующей весны. Их дочь Елена, которую порой искушают вопросами типа: «Другие играют Анну Каренину, Жанну д’Арк, вам же достается Русалочка… Неужели не мечтается о большем?» — отвечает так:— А у Русалочки — тоже трагическая судьба. И чувства — еще какие глубокие!Тайна в тайне». Елена закончила педагогический колледж и — сразу же выдержала вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую академию культуры, на курс продолжателя другой — режиссерской династии театра кукол — Андрея Крата. И еще студенткой сыграла в этом театре первую свою большую роль — Золушки. У Елены есть сын — Глеб — и для него тоже труд актера кукольного театра — это таинство и волшебство. Но продолжит ли он эту театральную династию?