Новости культуры российских регионов
17 сентября 2010
Юг

Художник Сергей Приказчиков. За себя и за брата

Заслуженному художнику России, председателю регионального отделения Союза художников России Сергею Приказчикову исполняется 50 лет
В последний день лета в Астраханской государственной картинной галерее им. П.М. Догадина открылась его юбилейная персональная выставка. Имя живописца и педагога Приказчикова хорошо известно в Астрахани и далеко за его пределами по многочисленным выставкам, в которых он принимал участие. Его произведения хранятся во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. В своем творчестве он был и остается приверженцем реалистической школы живописи, сохраняет верность традициям, заложенным в творчестве художников–астраханцев ещё на рубеже 19-20 веков П.А. Власовым, основателем Астраханского художественного училища, чье имя оно сейчас носит. Говоря о творчестве С.А. Приказчикова, невозможно не удивляться его самоорганизации и работоспособности. В 2001-2005 годах он преподавал в Астраханском художественном училище им. П.А. Власова. На протяжении ряда лет неоднократно избирался членом правления, председателем художественного совета, членом ревизионной комиссии, руководителем молодежной секции Астраханской организации художников. В 2004 году был избран председателем правления этой организации. Возглавлять такую организацию всегда непросто, но особенно сложно в настоящий период, когда в рамках изменившегося законодательства есть - большие проблемы с творческими мастерскими художников. Не просто в пору экономического кризиса организовывать реализацию творческих проектов, участие художников в выставках, особенно за пределами области. Тем не менее, в период председательства С.А. Приказчикова астраханские художники стали участниками многих значительных всероссийских и международных выставок. Укрепились межрегиональные, международные связи с художниками Адыгеи, Чечни, Калмыкии, Республики Казахстан, Республики Узбекистан. Становление и развитие С. Приказчикова как художника имело определенные особенности. Свой путь в изобразительном искусстве он начинал вместе со своим братом Михаилом. На протяжении почти 15 лет, до трагической гибели Михаила, они работали вместе, часто объединяясь для создания совместных произведений. Сергей и Михаил родились в Астрахани в 1960 году. Природа щедро одарила братьев талантом. Оба в 1976 году поступили в Астраханское художественное училище им П.А. Власова. Учились под руководством Н.В. Заварина - замечательного живописца и педагога, выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. И хотя учеба у Н.В. Заварина продолжалось всего год, но именно он воспитал в Сергее и Михаиле то, что, в конечном счете, сделало их художниками: любовь к искусству, умение наблюдать природу, трудолюбие. В 1980 году после окончания училища Приказчиковы были призваны в ряды Советской Армии. Служили на полигоне в Капустином Яру. Сергей Алексеевич с теплотой вспоминает то время, своих сослуживцев, командиров, которые с пониманием и заинтересованностью относились к их гражданской профессии. Сергей чертил графики, диаграммы. Михаил занимался оформлением Дома культуры офицеров и казарм. Служба в армии, армейская жизнь стала яркой страницей в жизни братьев. На основе зарисовок, впечатлений тех лет по возвращении из армии они создали ряд интереснейших тематических полотен. В творческую жизнь Астрахани Сергей с братом вошли стремительно. С 1982 году стали принимать участие во всех областных выставках. В 1983 году они участвовали сразу в двух выставках. Совместно написанный портрет «Комсорг» (1983) экспонировался на всесоюзной выставке «Наш Современник» в Москве, затем на международной выставке портрета в Братиславе. Этот портрет в ноябре 1984 года был напечатан в газете «Комсомольская правда», что по тем временам было невероятно! В 1985 году они стали участниками ещё двух крупных выставок – всероссийской художественной «Россия – 7» в Москве и зональной «Большая Волга» в Чебоксарах. В 1985 году Сергей Алексеевич и его брат Михаил стали членами Союза художников СССР. Было им в то время всего по 25 лет! Это было время первых побед, первых значительных творческих успехов! На первый взгляд может показаться, что успех и признание пришли к ним легко и просто. На самом деле приходилось много работать, продолжать учиться у художников старшего поколения, ровесников. Они часто принимали участие в обсуждениях выставок, которые в те широко практиковались. Это были встречи на традиционных творческих четвергах, где художники А.А. Романов, Н.В. Заварин, Н.В, Никоноров, Т.Т. Авдеева и другие по–дружески, но прямо говорили им об их промахах и ошибках, давали творческие советы. Неоднократно они ездили в дома творчества «Академическая дача», «Горячий ключ», «Байкал». Здесь они оказывались в живительной среде старших коллег из других регионов, что также имело для них большое значение. В Астрахани в кругу художников обязательно происходил просмотр привезенных из таких интереснейших командировок работ. Несмотря на родственную близость, общность творческих интересов стилистические работы братьев Приказчиковых имели свои индивидуальные особенности. Михаил писал широко, свободно, «работал» плоскостями, цветом и светом. («Деревья», «Торжок», «Зимний пейзаж», 1983; «На Ангаре», 1988; «Золотая речка», 1990). Сергей в своих работах большое значение уделял композиционному строю, логике сюжета, рисунку, выявляя с помощью живописных приемов графический рельеф форм («На Байкале», 1988; «Астраханское лето», «Уходящее лето», 1995; «Дворик», 1997). Именно поэтому во время одной из поездок на Академическую дачу руководитель творческой группы ленинградский живописец Б.Я. Шатохин посоветовал им не конкурировать, не соревноваться, а объединить свои творческие силы и, дополняя друг друга, используя сильнейшие стороны мастерства каждого, работать над произведениями совместно. Рекомендации опытного художника для оказались очень полезными. Их совместная работа была примером редкого творческого содружества. Вместе они написали ряд картин, которые и в настоящее время иногда экспонируются на выставках: «На пост» (1983), «Песня о доме», «У карты Родины» (1985), «Армейский художник» (1985), «На вешалах» (1987), «Автопортрет» (1989), «Незнакомка» (1991), «Новый день» (1986-2006). Когда брата не стало Сергей Алексеевич стал работать ещё интенсивнее, напряженнее, чем прежде. Точно за двоих… С течением времени меняются темы, сюжеты его картин. Неизменным остается главное - верность реалистическим традициям в творчестве. С.А. Приказчиков - тонкий мастер лирического пейзажа, которые всегда непритязательны и просты по композиции. Художник, любуясь природой, мастерски передает её подлинное богатство с помощью тончайших оттенков и переходов одного цвета («Горячий ключ», 2003; «Тихая заводь», 2007; «Разино», 2009). Иногда он строит свои произведения на контрасте цветов («Первый снег», 2003). Ему интересно наблюдать и фиксировать световые нюансы различных состояний природы («Переяславль», «Ожидание», 2007). Есть в творчестве С.А. Приказчикова прекрасные и чисто волжские пейзажи. Это «Туман на Волге» (2000) и особенно «На тоне» (2004). Такая тема была очень характерна для астраханских художников в 1960–1980-е годы. Время от времени Сергей Алексеевич обращается к жанру натюрморта. Причем, работая в этом жанре, несмотря на дословный перевод его названия «мертвая природа», он относится к тому, что изображает, как к части живой природы. Излюбленный мотив его натюрмортов – цветы. Это буйство красок, цвета и света. В них особенно виден его талант колориста («Сирень», 2002; «Пионы», 2006). Сейчас он много работает в портретном жанре, каждый раз находя какой–то индивидуальный ход в подаче того, кого изображает. Это портреты «Катя» (2001) – подростка в ярком и нарядном цыганском костюме, «Карина» (1994) и «Юля» (1999) – девочек трогательных в своей детской наивности, одухотворенно–взволнованный образ астраханской певицы Тамары Кливаденко. Определенно, одной из удачных работ в этом жанре, благодаря верно найденной психологической интонации, можно считать портрет астраханского краеведа А.С. Марекова. А многозначительная сюжетность, информативность, заложенная в портретах особенно последних лет, позволяют отнести их в какой – то степени к жанру тематической картины. Это портреты «Отец Стефан» (2007), «Губернатор А.А. Жилкин» (2009), «Покоритель вершин» (2009). По сути, тематической картиной является и работа «На балконе» (2006), которая по своей сюжетности могла бы иметь название, например «Материнство». То же относится и к сюжетной работе «Полдень» (2008). Написанная из окна мастерской брата, наполненная грустью и печалью о рано ушедшем художнике, картина явно многозначна. Обращаясь к картинам Приказчикова, невольно замечаешь часто присутствующий в них так называемый «мотив окна» («Летний вечер», «На балконе», «Полдень», «Пионы»). Этот композиционный прием, с одной стороны, расширяет пространство холста, наполняя его светом и воздухом, с другой стороны, делает сюжет более емким и многозначным. В 2010 году преддверии открытия своей юбилейной персональной выставки С.А. Приказчиков закончил картину «Из детства», само название которой символично. Эта тема - возвращение к своим истокам, ко времени своего с братом безмятежного и бессонного детства на Волге. Картина во многом не похожа на то, что делал художник ранее. Совершенно оправдано выбран удлиненный по горизонтали формат полотна, его композиция. Удачно найдено положение фигур на переднем плане. Возможно, этой работой художник начинает новый этап в своем творчестве!