Новости культуры российских регионов
9 июля 2010
Дальний Восток

Лики наследия на востоке России

В свет вышел очередной номер регионального журнала «Словесница Искусств» - № (1) 25, 2010.
Главная тема номера регионального культурно-просветительского журнала – «Лики наследия». Это яркая палитра национальных культурных центров, которые сегодня активно работают в Хабаровском крае и на Дальнем Востоке. Палитра самого восточного региона России уникальна. Здесь живут представители 140 национальностей, а в стране их всего, для сравнения, 160. А ведь еще во второй половине XIX века бескрайние территории нынешнего Хабаровского края было практически пустынным. Здесь жили представители северных этносов, совсем немногочисленные русские поселенцы, китайцы. Потом время ускорило свой ход, и восточная окраина России стала активно заселяться. Сначала это были забайкальские казаки. В 1855 году завершился первый сплав конной сотни казаков, и на острове неподалеку от Мариинского поста появилась первая казачья станица Сучи, и уже через год – новые военные посты по Амуру. Вслед за служилыми людьми стали прибывать жители западных российских губерний – в основном украинцы, значительно меньше белорусы. Добирались по пыльным дорогам на телегах, по воде на плотах, по многу месяцев, преодолевая немыслимые трудности, но надеясь обрести в неведомых землях покой и счастье. Обычное, земное. Надежда и прибавляла сил, когда корчевали тайгу под пашни, строили дома, обживали дальневосточное пространство, где все было другим – небо, солнце, закаты, реки, обычаи аборигенов. Привыкали, осваивались, и вот уже неподалеку от нанайских, ульчских, нивхских и орочских стойбищами появлялись селения Софийское, Богородское, Иннокентьевка, Петропавловка… В общую картину Приамурья вплетались мотивы старинных песен, расшитые рушники и праздничные рубахи, беленые хатки, русские печки и хлебные караваи. Потом в переселенческой истории Дальнего Востока были и другие этапы: в начале XX века сюда ехали крестьяне и старообрядцы, незадолго до революции – рабочие из Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Калужской губерний. Ехали на заработки, тем более что совсем рядом бурными темпами строилась КВЖД. После Гражданской войны тоже устремлялись в поисках лучшей жизни, потому что на Дальнем Востоке после революционных потрясений и братоубийственной войны жизнь была более стабильной и благополучной по сравнению с западными районами России. К тому же здесь стали добывать золото, коим оказалась богата восточная окраина. 1930-е годы принесли новую волну переселенцев: тех, кого отправляли сюда насильно, и тех, кто, спасаясь от репрессий, надеялся затеряться в далеком крае и начать новую жизнь. 1950-е годы, 1960-е годы, а потом и стройка века БАМ – очередные вехи переселенческой истории. Но чем ближе к концу XX столетия, тем больше печальных событий. Разрушительные землетрясения в Ленинакане и Спитаке, вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе. На Дальний Восток приезжают киргизы, таджики, армяне, азербайджанцы, узбеки, туркмены… История переселения разных народов России на Дальний Восток – тема серьезная, ученые посвятили ей множество исследований. Ясно одно: во все времена дальневосточная земля принимала приезжавших сюда людей, не отторгала и становилась родной. В этом ее особое притяжение. Ведь даже если потом люди и уезжают в другие края, они продолжают считать себя дальневосточниками. Среди других тем свежего номера – штрихи к портрету русского землепроходца XVII века Ерофея Хабарова, история старообрядцев на Дальнем Востоке в годы политических репрессий, раритетные воспоминания о Русском Харбине, театральные премьеры Хабаровска, самые яркие художник и др. Журнал «Словесница Искусств» обзавелся собственным сайтом в интернете. Его адрес: www.slovoart.ru. Теперь его электронный ресурс доступен самому широкому кругу читателей, кому интересна дальневосточная культура, история, литература, этносы и многие другие уникальные темы, которые находят свое отражение на страницах единственного на Дальнем Востоке подобного издания.