Новости культуры российских регионов
18 июня 2010
Юг

Золотой, но стандарт

В «Арт-центре» открылась большая выставка «Золото для народа», объединившая подборку работ современных художников из России и Украины с внушительным самарским дополнением.
На уровне, но без открытий Проект «Золото для народа» был первый раз показан в прошлом году в Санкт-Петербурге, на IX Международной биеннале современного искусства. Теперь, благодаря сотрудничеству куратора проекта Марины Колдобской и самарского куратора Нели Коржовой, а также спонсоров «Арт-Центра», выставка приехала к нам. Открытие было организовано с размахом, соответствующим названию. На «vip-части» мероприятия имелись даже толпящиеся у входа представители «золотой молодежи», тщетно стремящиеся попасть внутрь. А ведь недавно еще в голову никому не могло прийти, что у выставки современного искусства в Самаре будет два открытия – «для народа» и «для випов». Представляя проект, Марина Колдобская говорила о том, что в провинции наконец раскусили, что современное искусство – модный тренд и все, побывав в московских галереях, хотят иметь «то же самое, но дома», и хвалила самарских художников, представивших работы «европейского уровня». Как нетрудно догадаться, художники на разные лады обыгрывали тему золота. Деньги, настоящие и фальшивые ценности, «золотая молодежь», золото как символ иного, духовного мира и золотой телец как символ власти денег… Открытий и потрясений, прямо скажем, не было. Были доб-ротные работы, показательно иллюстрирующие стандарты «умеренного» современного искусства. Были арт-объекты, за которыми угадывалась острая, но простая мысль. Огромный рулон резиновой туалетной бумаги – «подарок» народу от Владимира Козина и старый матрас, который, по мнению Юрия Никифорова, заменяет русскому человеку ковер-самолет. Были отчеты о довольно сложных акциях – например, видеофильм, смонтированный группой «SOSка» из кадров, снятых во время акции «Бартер», проведенной в украинской деревне Малые проходы. Крестьянам предлагали менять принты картин знаменитых современных художников на продукты собственного труда. Цену устанавливал «покупатель», а потом художники фиксировали дальнейшую судьбу картины. «Мне нравится этот парень, он добрый и у него красивые волосы», - говорила бабушка, глядя на кричаще-яркую фотографию клоуна знаменитой художницы Синди Шерман. - Я дам тебе за него курицу». И можно было удивляться доброте и щедрости, проявленными селянкой в этом «столкновении миров». Наши художники действительно не отстали от гостей. Запомнилась инсталляция Анастасии Альбокриновой. Можно было побродить среди сделанных из вентиляционных труб «деревьев», пытаясь разглядеть в дуплах странные объекты, которые так нравятся детям – небольшое приключение, в котором непосредственные переживания не подменялись концепцией, как, увы, случалось во многих других работах. Александр Зайцев не поленился притащить старый холодильник со складированными в нем томами Пушкина и Достоевского – не то чтобы очень новый обыгрыш выражения «духовная пища», но мысль уж точно не слабее резинового рулона туалетной бумаги. Владимир Логутов устроил перформанс, без лишнего шума раздавая десятируб-левые купюры с написанными на них «инструкциями» типа «думай», «играй»... И было кое-что еще – но об этом чуть ниже. Вынужденные интерпретации Организаторы проекта постарались, чтобы он не остался просто висящими на стенах странноватыми работами, а вызвал какие-то мыслительные процессы в головах самарцев. Для этого в первый день работы выставки публике предложили очередную серию проекта Ильи Саморукова «Принуждение к интерпретации». Организаторы выбрали семерых интерпретаторов, каждый из которых в течение десяти минут публично анализировал порученную ему работу. Эксперты подобраны были довольно известные – профессор госуниверситета Ирина Саморукова, поэты Георгий Квантришвили и Сергей Лейбград, кинокритик Роман Черкасов, художник Роман Коржов, священник Амфиан Вечелковский. Большинство интерпретаторов, судя по всему, не испытали эстетического потрясения от исследуемых работ. Роман Черкасов, мастерски разобрав все смыслы, которые могут родиться от сочетания книг классиков с холодильником, заключил, что смыслы все ж не новы, а Пушкина, один из томов которого заморозили в куске льда, все-таки жалко. Куратор Неля Коржова мастерски продемонстрировала, как можно в фотографии улыбающегося рта с золотыми коронками увидеть работу о беззащитности и открытости, но затесавшийся в ряды интерпретаторов автор этих строк все ж настаивал на том, что можно оживить и очеловечить любое произведение, но хочется когда-то и самому стать лучше от встречи с искусством. А потом зрители выбирали лучшую работу художника. И выбрали – видеоинсталляцию Олега Елагина под названием «На дне». На экране множество рыбок, плавающих в океанских глубинах, постепенно выстраивалось в некую фигуру. Точнее, в адрес, по которому в России принято посылать тех, кто не к месту учит жить. Трудно сказать, что выражал выбор голосовавших – спонтанную реакцию на «интеллектуальный перегруз», восхищение мастерством художника или любовь к великому могучему русскому языку, который, конечно, тоже является нашей вечной ценностью.