Новости культуры российских регионов
29 июля 2010
Юг

Прыжок музыканта…

Исполнится 25 лет как государственной филармонией руководит Федор Ищенко.
Чтобы понять насколько заметная эта фигура в сфере, именуемой «культура Дона» нужно просто перечислить творческие коллективы, которые сегодня входят в состав филармонии. Каждый самодостаточен настолько, что вполне «тянет» на звание одного из культурных символов Ростова. Каждый! А вместе составляют мощную по своему наполнению организацию, именуемую Ростовская государственная филармония. Здесь, по-братски деля классы в дни репетиций и сцену в концертные дни и вечера, служат публике Ростовский академический симфонический оркестр, Ростовский академический ансамбль песни и пляски донских казаков, Государственный концертный ансамбль духовых инструментов имени В. Еждика, Оркестр русских народных инструментов «Дон», Эстрадно-джазовый оркестр имени Кима Назаретова, Ансамбль русских народных инструментов «Донцы», Ансамбль песни и пляски "Казачий круг", Музыкально-литературный лекторий, вокальная шоу-группа «Амазонки». Всего около полутысячи профессионалов – музыканты и музыковеды, мастера художественного слова и танцоры, свето- и звукооператоры… Лучшие силы Ростова. Два народных, более двух десятков заслуженных артистов страны, несколько профессоров концерватории, не говоря о доцентах, преподавателях, аспирантах вуза. Тонкие умные люди, личности, требующие к себе столь же тонкого и умного обращения. «Выжить» в условиях, когда требуется ими руководить, вести за собой, вдохновлять на самозабвенную творческую работу, гасить конфликты, продумывать стратегию сущестования, по крайней мере на год вперед, и тактику ежедневной жизни в условиях экономической, а для художников неизбежно и эмоциональной, нестабильности – сложно невероятно. Почти невозможно. Тем удивителен пример Федора Ивановича Ищенко, который руководит Ростовской филармонией уже четверть века. Рекорд, своего рода. Если учесть, что филармонией в разные годы руководители с десяток достойных, часто выдающихся, людей, такие как композиторы И.К.Шапошников (с него началась история фидармонии в 1935-м году), А.П.Артамонов и Г.И.Безродный, крепкие администраторы А.М.Луковский, Н.С. Костарев, Э.В. Агапова, другие. Но никому не удалось продержаться на директорском посту больше Ищенко… Федор Ищенко окончил ростовский музыкальный институт (сейчас консерватория) по классу баяна. Сегодня, конечно, он не решится выйти к публике с инструментов. Но дома в руки берет. Играет свою любимую Фугу Баха-старшего, чей портрет висит у него в кабинете на том месте, где у иных фотографии руководителей страны, или, по крайней мере, области. «Бах – мой кумир с юных лет. Я ведь музыкой стал заниматься довольно поздно. Лет с 12-ти. Тогда всей улицей (а жили в дагестанском городке Кизляр) мальчишки решили записаться в кружок баянистов городского Дома пионеров. И хотя в классе меня дразнили «Лобачевский», из-за того что лучше всех решал задачки по математики, в 16 лет, получив аттестат, поступил в училище искусств. Так посоветовал мой мудрый отец. Сказал: «Ты сын «врага народа». В институт тебя вряд ли примут, а вот в музыканты может проскочишь». Отец из запорожских казаков. Был репрессирован в сталинские годы. Когда же вышел на свободу в середине 1940-х, не застал ни жены, ни трох детей – умерли с голоду. Мы с сестрой – дети от второго, позднего, брака…». Осенью этого года Ростовская филармония особирается отметить свое 75-летие. Конечно это будет большой праздник не только для всех филармонических коллективов, но и для всей культурной элиты Ростовской области. 25 лет назад все было иначе. Когда 1985-м Ищенко назначили директором никому и в голову не могло прийти шальная мысль о праздновании 50-летнего юбилея филармонии. Хотя годы были сравнительно спокойные – позднесоветские, не шоковые. Шок был в самой филармонии. Дела сложились настолько аховые, что было даже проведено специальное заседании коллегии Министерства культуры РФ, на котором было принято Постановление «О развале Ростовской государственной филармонии…». Долг организации исчислялся гиганской по тем временам суммой, в пересчете на стоимость «Жигулей» тех лет составлявшей 130 автомашин. Вот отчего, когда институтский однокашник Федора Ивановича Вячеслав Кущев спросил его: «Как думаешь, кто мог бы воглавить филармонию?», тот ответил: «Самоубийца. Согласиться стать директором этой «убитой» организации все равно, что дать себя уговорить прыгнуть с парашютом, зная наперед - не раскроется». Посмеялись и каждый отправился заниматься своим дело – Кущев руководить культурой области (он в те годы воглавлял Департамент культуры), Ищенко – учить студентов училища искусств игре на баяне, а заодно выполнять фукции заместителя директора. Какого же было его удивление, когда спустя два месяца за ним в училище была послана машина. По телефоны было сказано тоном,не предполагающем возражений: «Вас ждут в областной администрации». «Ты что натворил?», - спросил встревоженно директор училища Геннадий Ванденко. Так Ищенко и вошел в кабинет второго секретаря Обкома КПСС Виталия Суслина: с мыслями о том, что «песочить» за что-то будут. И вдруг, как гром среди ясного неба: «Назначаем директором филармонии. Кущев рекомендовал. Говорит справишься». Отказаться – значит подвести друга. Не в характере это у Ищенко. Одна у него была просьба: помочь с квартирой. Потому как надоело со студенческих лет кочевать по общежитиям. К тому же жена, ребенок… Обещали клятвенно: «Проблем не будет. Уж директору областной филармонии квартиру из резервов выделим…. Ты, давай, сосредочивайся на проблемах, которые придется решать…» Забегая вперед скажем: квартиру Ищенко получил ой как не скоро. Но проблемы филармонические стали постепенно отпадать одно за другой. Через пять лет долги были онулированы. «Конечно в одиночку не справился бы… У меня были сильные замы - Яков Кюльян, Евгений Василевский…. Филармония начала получать доход. Но… случилась перестройка», - вспоминает Ищенко. И снова приходилось учиться жить в условиях экономического цейтнота. Наступили 1990-е. Месяцами задерживалась зарплата. Чтобы хоть выжить шли на всевозможные ухищрения. Было время, когда музыкантам платили по бартеру – туфлями от местной обувной фабрики… Но, хотя и вспоминаются эти годы как одни из самых трудных, ни один из ростовских филармонических коллективов не был расформирован, в отличии от большинства филармоний страны. Ищенко сохранил всех. Больше того, именно в эти сложные годы филармония прирасла Оркестром духовых инструментов, которым руководил выдающийся музыкант Владимир Еждик. А когда его не стало, Ищенко вышел с инициативой о том, чтобы оркестру было присвоено имя этого музыканта. 2000 год ознаменовался рождением еще одного коллектива – русских народных инструментов, который возглавил профессор консерватории, и, в те годы, глава Ново-Нахичеванской армянской общины Крикор Хурдаян. Чуть позже к филармоническому древу был привит еще один коллектив до этого существовавший автономно – эстрадно-джазовый имени Кима Назаретова. Параллельно и непрерывно филармония вела и ведет большую канцертную работу, его коллективы гастролируют по области, стране, зарубежью. Традиционная филармоническая Донская музыкальная весна из заштатного мероприятия превратилась в уважаемый всероссийский и международный фестиваль. «У нас очень сильные оркестры, в которых работают выдающиеся музыканты. Мне не нужно для понимания этого ссылаться на чужие мнения. Я профессиональный музыкант и вижу художественный уровень. Ни один из коллектив не стыдно показать ни в одной стране мира». Сегодня, оглядывая 25-летний путь руководителя филармонии, Ищенко говорит: «Были разные периоды. Их по-разному приходилось преодолевать. Но при этом в главном я старался оставаться таким каким учил меня быть отец, мои учителя, друзья, просто жизнь: «Уважать людей, не пытаясь их переделать, помнить, что каждый – индивидуальность. Но и приэтом нацеливать всех на конечный общий результат, на мысль о том, что мы собрались не для того же, чтобы чьим-то амбициям угождать, а давать людям возможность прикоснуться к истинному в музыке, слове, танце…» Что же касается своего 25-летнего юбилея служения в фиармонии и филармонии, то Ищенко решил - отмечать не будет. Сосредочится, как всегда, на интересах самой организации. На ее юбилее. В ближайших планах – организовать в стенах филармонии музей. Надеется что к осени приедет в филармонию и заказанный рояль «Стейнвей». Инструмент давно был бы уже «дома». Деньги областная администрация выделить готова хоть сегодня. Если бы не нелепый закон о тендерах, когда за приезд дорогой покупки отвечают не сами его будущие хозяева, а выигравшие по конкурсу, нередко сторонние, люди. Вот и со «Стейнвеем» случилась нелепая история. Ищенко уже было начал вести переговоры со знаменитой музыкальной фирмой, производящий рояли, ему даже представили возможность приехать со специалистами и самому выбрать инструмент, как оказалось, что все это за филармонию сделает какая-то новочеркасская «контора» к музыке отношение имеющее весьма отдаленное. Ищенко говорит: «Не понимаю я этого закона о тендерах. Может он и необходим в случаях когда идет речь о закупке кабачковой икры от разных производителей. Но тут дело совсем иное., Ведь рояль – покупка штучная, редкая, да и фирма «Стейнвей» - одна в мире. Так зачем же городить огород, приглашать в посредники сторонних людей? Они что же сумеют сторговаться и купить инструмент дешевле, чем обозначено в прейкуранте? Или перевезут его недорогим видом транспорта? Но ведь рояль требует к себе трепетного отношения… От всех этих мыслей настроение портится. Тогда, чтобы успокоиться, беру в руки быян. Играю любимого Баха. Потому что неприятности временны, а музыка вечна».