Новости культуры российских регионов
19 марта 2010
Юг

Кино как факт культуры

Фестиваль «Сталкер» 15 лет проводит зрителей в ту «зону» социальной и политической жизни, которая «неудобна» большим чиновникам и армейским властям.
Вскрывая болевые точки общества фестиваль, по словам его президента Народного артиста СССР, кинорежиссера Марлена Хуциева, обращается к проблемам нравственности, к защите всего того, что является естественными правами человека – правом на социальную защиту, на чистую экологию окружающей среды и, наконец, правом человека на жизнь. 15 лет – юбилей небольшой, даже для кинофестиваля, но авторитет и уважение он завоевал, тем более, что побывал фестиваль более чем 110 больших и малых городах России. В Ростове он уже пятый раз – тоже маленький юбилей. Всем понятно, что наш регион особенный – одним словом – Кавказ! Национальное многообразие , нескончаемые годы войн и конфликтов незаживающая рана на теле России. Поэтому и все мероприятия фестиваля в Ростове, организаторами которого выступили Московская Гильдия актеров театра и кино, Европейский Союз, Ростовское областное отделение Союза журналистов России и ГУК РО «Донская государственная публичная библиотека», были обращены к проблемам мира на Кавказе. И фотовыставка «Журналисты в горячих точках», и круглый стол «Опыт кинематографистов в отражении темы истории и современной жизни Кавказа» и, конечно, сама программа фестиваля и документальных, и художественных, которые сопровождались встречами с их создателями, прежде всего режиссерами. Настоящим подарком ростовским киноманам стала встреча с Вадимом Абдрашитовым Народным артистом СССР, профессором ВГИКа, Лауреатом множества кинопремий, известнейшим режиссером, ни разу не скомпрометировавшим себя популистскими или коммерческими фильмами, делающего кино для зрителя умного с живым сердцем и тонкой душой . Его уже далеко не новый фильм «Время танцора», который открыл фестиваль в Ростове собрал полный зал ДГПБ , хотя многие зрители смотрели его и даже не один раз. Этот кинофильм, ставящий глубочайшие нравственные проблемы, обращен к каждому так же, впрочем, как и другие фильмы знаменитых соавторов Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе: «Слово для защиты», «Остановился поезд», «»Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум или опасная игра», «Слуга»… Их герои, обычные люди, живущие в провинции, волей судьбы оказываются в нестандартной ситуации и это дает возможность зрителю примерить эту ситуацию на себя. При внешней простоте фильмы эти не являются бытовыми, глубина художественного осмысления авторов выводит их картины на уровень философской притчи, а это уже не сиюминутное кино, а кино поколений. По просьбе зрителей В. Абдрашитов дал совет – пять способов, как выжить в этом мире порядочному человеку: это - дом (в широком понимании этого слова), семья, дети, которых как можно дольше надо оберегать от влияния государства, настоящие друзья и работа, которая приносит удовлетворение (если повезет дело жизни). Совет оказался универсальным для любого времени. В рамках фестиваля были так же показаны документальные фильмы «Джигиты императора» реж. С.Кислякова, «Беслан. Надежа» реж. В. Цаликова, «Август. Цхинвал» реж. А. Салбиева, «Мы будем жить» реж. Д. Виолиной, художественные фильмы «Кавказ» реж. Ф. Гумбатова, «Специалист» реж. В Сорокиной. С особой взаимной (авторов и зрительской аудитории) заинтересованностью прошло обсуждение глубокого и проникновенного фильма режиссера, сценариста, актера, певца, автора «Одиннадцати писем к богу» Акима Салбиева и философского размышления об истинных ценностях нашей жизни, которые открывает для себя человек, в фильме «Залезь на луну» реж. Хусейна Эркенова. Фильмы А. Салбиева и Х. Эркенова - лауреаты многих кинофестивалей и отечественных и международных, но ростовские зрители, у которых фильмы вызвали неподдельный интерес, познакомились с их творчеством впервые. Это еще один в бесконечной череде вопросов о прокате в России российских же фильмов (речь конечно не о бездарных, в большинстве своих подражаниях голливудским блокбастерам). Переполненные залы «публички», благодарные зрители, взволнованные авторы. Спасибо «Сталкеру» и его продюсеру директору гильдии кинорежиссеров России Игорю Степанову, очередной раз подтвердившему, что кино бывает разное: кино как коммерция, кино как инструмент политики и кино как факт культуры. Побольше бы последнего!