Новости культуры российских регионов
5 февраля 2010
Юг

«Почетный гражданин кулис»

В череду премьерных спектаклей, посвященных юбилею Чехова, влился и молодежный академический театр со своим «Почетным гражданином кулис».
«Подлинная история жизни» (так обозначено в программке) Антона Павловича представлена в интерпретации и осмыслении главного режиссера Ларисы Леляновой. (Сценография Владимира Авдеева). Девять актеров на сцене выступили, по ее замыслу, в роли современников Чехова. По программке же узнаем, что спектакль создан по мотивам воспоминаний Ольги Книппер-Чеховой, Татьяны Щепкиной-Куперник, Андрея Коровина, Владимира Немировича-Данченко, Константина Станиславского, Игната Потапенко, Александра Куприна, Максима Горького, Ивана Бунина и «доктора Альтшуллера». Тексты из воспоминаний читали со сцены заслуженные артисты России Валерия Искворина, Николай Ханжаров, Юрий Филатов, Владимир Воробьев, заслуженный артист Бурятии Евгений Овчинников, артисты Сергей Волобуев, Роман Меринов, Элла Цыганок. Была еще группа актеров – Сергей Беланов, Марина Карлыш, Анна Корзун, Людмила Мелентьева, представлявших собирательные образы героев чеховских пьес - «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка». В конструкцию спектакля режиссер (она же автор инсценировки) включила кадры из новостных передач телекомпании «Дон-ТР», герои которых рассказали о своем отношении к творчеству Чехова. На сцене (в глубине ее) был замечен за роялем композитор Геннадий Маслов, музыка которого (а также Максима Осокина) звучала в спектакле. Кстати порой в виде песен на слова Григория Гольдмана. Бардовского формата они призваны были создать настроение тихой ностальгической печали по ушедшему и несбывшемуся. Но некоторое внутренне сопротивление вызывали эти странные переходы, когда современники Чехова, взяв в руки микрофоны, начинали от имени нас - нынешних, исповедываться о своем отношении к героям классика. Увы, спектакль не дает ощущения благородной выстроенности. В большей степени все это похоже на сумбурное желание непременно высказаться по случаю. И уж как не выразить недоумение относительно совсем не чеховского названия у этой театральной работы. Строфа, взятая из пушкинского Онегина, где «почетный гражданин кулис» - это «театра злой законодатель,//непостоянный обожатель//очаровательных актрис», вызывает применительно к Чехову некоторую оторопь. Как-то не вяжется этот насмешливый образ человека из закулисья с Антоном Павловичем – его деликатностью, аккуратностью в отношениях с людьми. Сергей Довлатов в своей «Записной книжке» написал такую фразу, ставшую крылатой, сегодня всеми, включая и Леляновой в спектакле, применяемую: «Мы восхищаемся умом Толстого, изысканностью Пушкина, юмором Гоголя, однако похожими хотим быть только на Чехова». Похожими на Чехова хотели быть и актеры Молодежного театра в своем спектакле. Они старались. Они делали все, что могли в заданных условиях. Но как же далеко оказались…