Новости культуры российских регионов
29 января 2010
Юг

Кукольный Чехов

В Донской государственной публичной библиотеке открылась выставка: «А.П. Чехов. Среда обитания».
В выставочном зале библиотеки найдут свое (пусть временное ) пристанище те, кто (и что) составлял чеховскую среду обитания в годы жизни в будущего писателя родном Таганроге. Она (среда) будет выражена через фотографии, в которых профессиональные запечатлены самые памятные места Таганроге и … куклы. Свое отношение к творчеству Антона Павловича Чехова (особенно уместное для высказываний в связи с его 150-летиям) ростовчане выражают по разному: в театрах идут постановки по произведениям великого таганрожца, публицисты пишут статьи, поэты сочиняют стихи, скульпторы возводят памятники писателю и его героям… Но, кажется, самый оригинальный, но и самый привлекательный повод для того чтобы включиться в юбилейную беседу о Чехове придумали члены образованной сравнительно недавно студии «Моя кукла», объединивших донских художников-кукольников. В основном это женщины. Собравшись однажды за старинным овальным столом в доме одного из самых активных членов студии Альбины Хариной, они решили: «Будем делать Чехова…». Не самого, разумеется, писателя (никто так и не решился сделать куклу «Антон Павлович»), но его героев, тот мир, который был описан им в рассказах, пьесах, повестях. «Нам захотелось доказать всем, что не просто умеем делать куклы, но и способны выстроить их истории, рассказывать о характере персонажей. Нам захотелось вместе с Чеховым, поразмышлять над их судьбами. С пол года после того памятного «общего собрания» наши дамы читали Чехова. Они перебирали тома его книг, присматривая себе героя. Они пытались понять, домыслить даже то о чем Чехов умолчал в его описании, не стал детализировать. Еще несколько месяцев кропотливого труда и на свет стал нарождаться необычный – кукольный - мир Чехова. Светлана Сергеева изготовила куклу - героиню рассказа Чехова «Загадочная натура», о которой буквально все говорит одна только фраза: «Жизнь моя так полна, так разнообразна, так пестра… Но главное – я несчастна! Я страдалица во вкусе Достоевского…». А вот «Попрыгунья» Натальи Кучер, явно готова «испытать все в жизни». У Людмилы Гайда то же «Попрыгунья» уже не в мыслях о делах, а точно в полете, в ожидании «успеха, славы…, толпы людей, торжественные звуки…» И совсем-совсем другой тип женщины представила Вита Бондюкова. Ее Англичанка из рассказа «Дочь Альбиона» - «высокая, тонкая, с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожий на крючок…». Куклы студии - это не только образ сам по себе. Нередко кукольных дел мастера выстраивают целые мизансцены. К примеру, встречи (по версии Альбины Хариной) на перроне вокзала двух приятелей из рассказа «Толстый и Тонкий». У Толстого «губы, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни». Тонкий, навьючен «чемоданами, узлами и картонкой», от него и вправду пахнет «ветчиной и кофейной гущей, а из спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком – его жена, и высокий гимназист… - его сын…». А вот воспетая кинематографистами и музыкантами легендарная героиня рассказа «Анна на шее». Елена Фоменко решила представить ее и с музеем, и с «ее сиятельством». Виктория Фоменко обратилась к детской классике «Володя большой и Володя маленький», заинтересовавшись при этом образом монашенки Ольги. Кукла за куклой коллекция чеховских персонажей доросла до 30 персон. Назрела необходимость показать их кому-то. Первыми их увидели посетители таганрогского музея «Лавка Чеховых». Здесь кукольные прототипы произведений писателя, вписались настолько удачно, что, кажется, в Лавку вернулись ее былые покупатели – таганрожцы времен, когда в ней торговал Антон Чехов. Когда их увезли в Ростов, сотрудницы музея даже загрустили: «Обезлюдила» лавка…» Стоит также сказать, что члены студии «Моя кукла» настолько серьезно относятся к тому, что делают, что невозможно назвать их труд простым увлечением. Они - истинные мастера, которых уже на равных принимают в свои ряды авторитетные в стране художники-кукольники. Приглашают на свои выставки. Они ездят в Москву, выставляются, делятся опытом. А попутно… завидуют москвичам. Здесь местное отделение Союза художников, прониклись уважением к кукольному делу настолько, что приняли художников-кукольников в свои ряды, выделив в секцию, которая так и называется «Художественная кукла». Донские кукольники считают, что последовать примеру московских коллег мог бы и ростовский Союз художников. Они надеются, что чеховские куклы не слабый аргумент для того, чтобы профессиональные художники обратили на них внимание. Не все же им, кА тому Ваньке Жукову (кукла работы Натальи Руденко) писать слезные письма «На деревню дедушке…». Точнее в никуда.