Новости культуры российских регионов
22 января 2010
Юг

Ростов, Нахичевань и другие действующие лица

Историк Юрий Круглов, известный как автор ряда школьных методических пособий по краеведению, представил еще один труд в виде… сказки.
Главные герои в ней – известные каждому персонаже. Но те встречаем мы их больше не в исторической или художественной литературе, а… в учебниках по географии. В повествовании Круглова, написанном им в соавторстве с Ириной Вотриной, предложившей оформить сказку в виде пьесы для детей дошкольного младшего школьного возраста, в качестве действующих лиц выступают: реки - степенный Дон-батюшка и мудрая Волга-матушка, а также города – резвый и смелый Черкасск, сметливый Ростов, нежная Нахичевань. Есть еще степь по имени… Степь. Дикая, необузданная, надо сказать, натура. Такая, какой ее и ощущали на протяжении веков народы, пытавшиеся ее обжить. Это она (по версии Круглова) так противилась рождению на берегу Дона нового города Ростова. Впрочем, понять ее можно: «Кто тут хочет гвалт базарный? Хочет суеты товарной?». Однако «старший брат» Черкасск, в обмен на помощь казачью «для строенья, для полков», попросил младшего дать зарок: «здесь сойдутся все и всяк – грек, татарин и поляк, чтоб с прибытком торговали, а про войны забывали». Вскоре пришла к Дону-батюшке и Нахичевань, которая в обмен на помощь и защиту, обещала: «Разобью здесь пышный сад, хлынет яблонь аромат». Текст «Сказа о Ростове» написан легким, доступным для детского понимания и (главное!) воспроизведения языком. Его легко сможет выучить маленький донской краевед. Стоит сказать, что поможет им в понимании истории края и замечательные рисунки художницы Любавы Благодарной. Работник Ростовского музея краеведения она сумела проиллюстрировать «Сказ…» так, что книга стала не только яркой, но еще более информативной. Здесь и карта крепости Дмитрия Ростовского (из него потом вырос Ростов), и гербы городов, и предметы быта, которые применяли жители славных городов Дона. Словом, этот увлекательный стихотворный рассказ более чем достоин, чтобы по нему получили первые уроки краеведения «внуки» Дона-батюшки, разыгрывая родную историю в лицах.