Новости культуры российских регионов
22 января 2010
Юг

CASIOтизация по-ростовски

Прошел VI международный джазовый фестиваль «Jazz по-ростовски». Оглядываясь назад, его смело можно назвать одним из самых значительных явлений в культурной жизни области 2009 года.
И то, что фестиваль проводился при организационном содействии Законодательного собрания Ростовской области, администраций городов, где проходил, Ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова, что идею его проведения поддержало Ростовское региональное отделение Всероссийской партии «Единая Россия», также косвенно свидетельствует о его уровне и значении. В фестивале приняли участие ансамбли «Dixie Brothers Band» (руководитель И. Федюнин), «Dixie Friends» (руководитель В. Лапин). Интернациональный квартет (руководители М. Валеев и Е. Белин), Квартет памяти К. Деланьяна (руководитель А. Кандрачьян), группа Cologne Syndicate» с Викторией Майлз (руководитель Андрей Хижняков), интернациональный квинтет «Mixolegion» (Университет Луисвилла). Не вдаваясь в историю становления и развития джаза в Ростове, скажем: современные музыковеды давно не спорят, соглашаясь с мнением о том «джаз по-ростовски» - едва не термин, сформировавшееся понятие. Речь идет не только о своеобразном южном эмоциональном, но и вдумчивом исполнении джазовых композиций. Джаз по-ростовски это еще и особое – джазовое – братство. Именно оно позволило идейному вдохновителю и главному организатору фестиваля Рафаилу Туишеву привлекать в Ростов из года в год на протяжении шести последних лет на свои «сейшены» звездные джазовые имена, многие из которых имеют ростовские корни в своей биографии (родились здесь, учились, просто любят этот южный город). Кстати, именно так - «Джаз по-ростовски. Все звезды» назвал он один из прошлых фестивалей. Были еще «Джаз по-ростовски. Прошлое. Настоящее. Будущее», «Джаз по-ростовски. Время/Даты/Имена»… Нынешний фестиваль прошел под девизом «Ростов+ Джаз=Любовь» и был посвящен 260-летию города на Дону и Году молодежи. Что ж, эта «пара влюбленных» оказалась на редкость «плодовитой» - произвела на свет десятки славных джазовых детей. «Список» настолько велик, что если задаться целью перечислить всех, статью легко превратить в библиографический справочник. Однако печалит осознание того, что «иных уж нет, а те далече». И в этом еще одна благородная миссия фестиваля «Джаз по-ростовски»: собрать в городе первых джазовых аккордов и первых поцелуев тех, кто уехал из него в разные годы, чтобы вместе с ними сыграть джаз в память о тех, кого уже никогда не будет с нами. Как тут не вспомнить, что несколько лет назад в Ростов на это фестивальное джазовое собрание приезжал Георгий Гаранян. Он приехал, чтобы почтить с ростовчанами память общего друга Аркадия Эскина. А недавно мы узнали, что не стало еще одного общероссийского джазового столпа – самого маэстро Гараняна. Подошла к концу еще одна джазовая история… Говорят: «Неисповедимы пути Господни». Джазовые, в том числе. Выпускник Ростовской консерватории Алим Настаев вот уже второй год проходит стажировку в одном из джазовых центров США – Луисвиллском университете. Его профессор, один из самых известных сегодня музыкантов в джазовом мире, саксофонист Майкл Трейси, прослышав, что любимый ученик собирается на музыкальную родину, чтобы принять участие в «Джазе по-ростовски» выразил желание поехать с ним. Маэстро не только дал мастер-класс студентам ростовской консерватории, но и выступал вместе со своими учениками из Луисвилла во все фестивальные дни на концертных площадках Ростова, Шахт, Таганрога… А вот еще одна история нынешнего фестиваля. Клавишник Андрей Хижняков, обладатель вместе со своей группой COLOGNE, десятков наград от самых влиятельных европейских информационных каналов в номинации «Лучший исполнитель», музыкант, постоянными слушателями которого являются самые влиятельные фигуры европейского бомонда, приехал из Майорка, где сегодня живет, в город юности не только для того, чтобы окунуться еще раз в особую атмосферу «джаза по-ростовски». Он, с подачи Туишева, стал одним из проводников довольно интересной педагогической идеи. Нынешние патриархи ростовского джаза понимают: нужно не только помнить ушедших (VI фестиваль был посвящен памяти музыкантов, не доживших до своих юбилеев – 70-летию Аркадия Эскина, 70-летию Якова Кюльяна, 65-летию Карпа Деланьяна), поддерживать связь с уехавшими, сохранять дружеские отношения с живущими в Ростове мастерами джаза, но и растить новое поколение джазменов. «Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего». Эта фраза в 2003 году стала девизом первого фестиваля «Джаз по-ростовски». Фестивали последних лет обогатились еще одной ценной фразой - «Творчество и вклад в развитие общества». Его подарила ростовскому джазу японская фирма CASIO известная в мире как производитель качественной электронной аппаратуры. В частности музыкальной. Одного звонка от Рафаила Туишева оказалось довольно, чтобы московский представитель CASIO господин Такаюки Окуна приехал в ноябре 2009 года в Ростов. Впрочем, не только для того, чтобы вместе познакомить организаторов и гостей фестиваля со смыслом и значением замечательных слов девиза фирмы. Он подкрепил их делом. В Ростове в дни проведения VI Международного джазового фестиваля «Джаз по-ростовки» фирма объявила (с подачи Рафаила Туишева и Андрея Хижнякова, являющегося музыкальным экспертом CASIO) о запуске в России пилотного проекта «Касиотека». Суть его в том, чтобы способствовать продвижению у нас в стране знаний в области современных музыкальных технологий. Для этого фирма предоставляет учебно-методический комплект синтезатора или компактного пианино музыкальной школе на условиях безвозмездного пользования. Инструмент дается сроком до трех лет, по истечении которых школа может обменять его на более современный… Но! На протяжении всего этого времени педагоги школы должны отчитываться о том, как используют его. - Мы с радостью приняли эти условия! - говорит директор ростовской музыкальной школы имени М.И. Глинки Михаил Алпатов, чье подведомственное учебное заведение стало одним из двадцати пяти счастливых обладателей инструмента, подаренных Ростовской области в рамках проекта. Но прежде пол сотни педагогов музшкол области съехались в Ростов и Таганрог, где на базе ростовской школы имени М. Глинка (родной школы, к слову сказать, Андрея Хижнякова) и школы Чайковского прошли недельный курс обучения игры на синтезаторе и электронном пианино. Это был жестокий тренинг. Педагоги занимались по восемь часов в день. Им - академическим музыкантам – предстояло освоить новую электронную аппаратуру под руководством приехавшего из Москвы по приглашению все той же фирмы CASIO специалистов, авторов методических разработок и учебников по игре на цифровом пианино Игоре Красильникова и Ольги Гущиной. Педагоги были довольны редкой возможности освоить инструмент и методику преподавания на нем под руководством опытных специалистов. Семинары, проведенные в рамках фестиваля, имели большой успех и завершились своеобразным гала-концертом педагогов только что научившихся грамотно играть на синтезаторе. Теперь их задача передать полученные знания своим ученикам. Все эти тренинги и дарения инструментов не могли произойти без участия и активной помощи Областного учебно-методического центра по учебным заведениям культуры и искусства, директор которого Валерия Васильева признает: - Нашим детям важно овладеть новейшими техническими разработками уже сегодня, чтобы не отстать завтра. Мы просто обязаны были воспользоваться шансом, предоставленным нам генеральным спонсором фестиваля фирмой CASIO. Игра на синтезаторе – новое перспективное направление в музыкальном образовании. Но до сих пор далеко не каждая школа могла позволить себе приобрести инструмент, который в определенных условиях может заменить целый оркестр, «поработать» даже в качестве органа. Мы благодарны фирме CASIO за то, что проект Касиотека стартовал именно в Ростове. В свою очередь Рафаил Туишев говорит: Коллектив Методического центра не просто поддержал нашу идею «кассиотизации» школ Ростовской области, но и провел гигантскую, на мой взгляд, организационную работу. Без его помощи мы вряд ли смогли осуществить задуманное. Прошло немного, казалось бы, времени, но многие педагоги музыкальных школ уже не просто обучают своих воспитанников игре на новых электронных инструментах, но и надеются стать участниками объявленного фирмой CASIO конкурса на лучшего преподавателя игры на синтезаторе. Так фестивальное движение «Джаз по-ростовски» нашло свое неожиданное продолжение… <аки_Автор>Ирина ТАГИРОВА,