Новости культуры российских регионов
21 августа 2009
Юг

Легко и просто о сложном и важном

Любительский семейный театр «Самокат», руководимый известным театральным педагогом Людмилой Штейнберг, рассказал зрителям о… «Просто апельсиновой корочке».
Так называется спектакль, в котором на язык театр был «переведен» сборник «Сказки на всякий случай» современного датского сказочника российского происхождения Евгения Клюева. Этих сказок – миниатюрных притч о «просто простых вещах» - в книге несколько десятков. Студийцы отобрали лишь четыре – «Капризный шарфик», «Толстый червяк», «Солнечный зайчик без роду и племени» и, наконец, собственно «Просто апельсиновая корочка»… При этом трудно сказать – сколько актеров в нем занято. «Самокат» – такой театр, о котором никогда заранее нельзя предугадать: куда через минуту он тебя – зрителя – «привезет». То ли заставит рассмеяться над произношением чопорностью английского туриста – хозяина того самого капризного шарфик в шотландскую клеточку, которому так все цепляла в этой чужой стране – России, а может и загрустить, и тогда сидящих в зале спасали от дождливого настроения зонты, заботливо раскрываемые сидящими рядом зрителями. И только потом становилось понятно: это все те же актеры театра «Самокат» – обычные молодые люди «из народа». Но, попав к Людмиле Николаевне Штейнберг, каждый становится актером. Как и в мире Клюева: любая вещь – повод для трогательно-ироничной, доброй сказки. Театр действует при Дворце творчества детей и молодежи (который, кстати, дорожит им очень, гордится и опекает в меру своих сил и возможностей). Ему уже больше 20 лет. За эти годы он не только занял собственное, весьма достойное, место в ростовском театральном пространстве, но и получил звание «Народный». Впрочем, наверное, правильнее было бы его назвать «студенчески-народным». Ведь почти все дети «мамы Люды» (а их кроме собственно двоих сыновей и уже четырех внуков, в ее актерской семье больше 70-ти) или учатся в вузах города или недавно его закончили. А значит… собираются снова учиться (в аспирантуре). При этом все (кроме собственно Л. Штейнберг) вовсе не актеры по образованию, но все - артисты по призванию. Как и муж Людмилы Николаевны - Борис Яковлевич. Доктор математических наук, профессор ЮФУ он - автор многих остроумных площадных клоунад - считается сегодня одним из лучших ростовских мимов… Все это объясняется для того исключительно, чтобы стало понятно: если что и берутся в этом театре ставить, то не из простого желания покрасоваться на сцене. Все делается исключительно «зачем-то». Чтобы поднять настроение в публике. Это, во-первых, и это почти всегда. А во-вторых, чтобы улыбнувшись, человек научился делиться своим хорошим настроением, теплым взглядом на мир с теми, кто рядом. Ну как не посмеяться над проделками Капризного шарфика в шотландскую клеточку, которого изумительно весело и остроумно изобразила экономист по образованию Надя Комиссарова. Он (шарфик) пусть и не греет своего надутого от важности хозяина Туриста из Великобритании (его исполняет Иван Виноградов, кстати, математик), но цепляясь за что придется, цепляет зрителя, не дает оторвать взгляда от происходящего. А Легкие парусиновые тапочки (студентка философского отделения ЮФУ Мария Баклина) так легко настроила всех на пляжно-беззаботное настроение, что оставалось только доспорить с Червяком и я блоками, ведущие с ним философские разговоры, и в путь… Кстати, в этом спектакле вещи, оживая, вступали диалог друг с другом и со зрителем. Все, кроме… пресловутой апельсиновой корочки, оказавшейся от настоящего апельсина. Того, которого по-братски, как и полагается в большой, но доброй семье, поделили актеры со своими гостями – зрителями. С этим и уходили из зала – дожевывая ломтики апельсина, досмеиваясь над веселым и остроумным спектаклем, додумывая то, что удалось расслышать «между строк». Наверное, таким и должен быть настоящий молодежный студийный спектакль… Все может быть и просто. Как… апельсиновая корочка. Но при этом достойно и весело. Что редкость большая по нынешним временам. Ведь мы сегодня докатились до того, что тонкий интеллигентный юмор – почти анахронизм. И то, что артисты «Самоката» стараются не скатиться со своим «транспортным средством» в пропасть безвкусия и откровенной пошлости, держать высоко марку ростовского студенчества – достойно всяческого поощрения. Наш вам совет: катите все в «Самокат»…