Новости культуры российских регионов
6 июля 2009
Поволжье

По пути из Калинина в Тверь

Тем, кто не может или не хочет ехать в отпуск за границу и кому недостаточно для отдыха валяться на берегу водоема, - прямой путь в города и веси родной страны.
Далеко не всегда этот путь удобен для путешествий, с внутренним туризмом у нас по-прежнему большие проблемы. Но для тех, кто родину любит, это не преграда. От Пушкина до Путина Тверская область – одна из доступных для нижегородцев земель. В Тверь можно добраться на электричке от Москвы или прямиком из Нижнего на поездах, идущих в Санкт-Петербург. В городе стоит посетить множество церквей и монастырей, очень любопытный «Музей тверского быта», картинную галерею в Путевом императорском дворце, Отрочь-монастырь, где митрополит Филипп принял смерть от рук Малюты Скуратова… И просто погулять по уютным набережным Тверцы и Волги, а также просторным проспектам, напоминающим о северной столице. Здесь строили по проектам Росси и Львова, так что Тверь не зря называют «волжским Петербургом». Но для полноценного знакомства с древним краем посетить только областной центр недостаточно. Ведь Тверская область самая обширная в центральной России и колесить по ней нужно долго. Сюда часто приезжали цари, поэты и художники. Четырнадцать населенных пунктов области – памятники градостроительства. Здесь находятся такие природные жемчужины как озеро Селигер (над ним возвышается ослепительный островной монастырь Нилова пустынь), а также истоки трех рек – Западной Двины, Днепра и, конечно, Волги. Между прочим, ежегодно в конце весны владыка Тверской и Кашинский освящает волжский исток, так что до нас река-матушка «доходит» освященной. Родом из Тверской губернии Афанасий Никитин и Салтыков-Щедрин. А о земляке, чье имя Тверь носила почти 60 лет, напоминает сейчас проспект Калинина, памятник ему и еще «Калинин-бар» на пешеходной, очень оживленной Трехсвятской улице. Много раз приезжал в эти края Пушкин, общался с друзьями, написал немало известнейших сочинений. Находили тут вдохновение художник Венецианов, драматург Островский. Есть в области и другие достопримечательности - в селе Поминово Калининского района сохранились дома бабушки и дедушки Владимира Путина, которого тверичане тоже считают своим земляком. Патриарх против Кощея Один журналист, приехавший в Старицу, древний город Тверской земли, посетовал, что на улицах не горят фонари, и пошутил, де, у вас тут Кощей Бессмертный поселился. А потом и заметку свою озаглавил с юмором: «Старица – родина Кощея Бессмертного». «Идею» подхватили чиновники и журналисты. В город толпами повалили съемочные группы и корреспонденты центральных СМИ. А из регионального бюджета выделили деньги на строительство Дворца Кощея… Все это было бы смешно. Когда бы в погоне за вымышленной «изюминкой» не забывалось то, чем Старица по-настоящему интересна. А ведь это одно из красивейших мест Верхневолжья, славное шедеврами церковного зодчества и «дворянскими гнездами». Старица была вотчиной Ивана Грозного – царь называл ее «Любим-городом». Она входит в число городов «Пушкинского кольца». Наконец, это родина первого патриарха Московского и всея Руси святителя Иова. Так что выбирайте: платить дань мифическому кощею или же обогащаться самим за счет подлинного богатства русской культуры. Новоторы – не новаторы Путешествуя по Тверской области, часто слышишь слова «первый», «крупнейший», «древнейший». В Торжке, который наряду с Тверью и Старицей входит в развивающийся туристический маршрут «Великое Троеградье», находится старейший на территории современной России монастырь, основанный в память о первых русских святых. Борисоглебская обитель почти ровесница Киево-Печерской лавры, хотя древнейших строений здесь не сохранилось. В советские годы тут была тюрьма, а с 1990-х годов монастырь пребывает в разрухе. Лишь совсем недавно дело сдвинулось, но для приведения монастыря в порядок требуются недюжинные труд и средства… Зато в окрестностях Торжка, в селе Раек-Знаменское восстанавливается усадьба Глебовых-Стрешневых, построенная, как и крупнейший храм Борисоглебского монастыря, Николем Львовым. Своей красотой она чета подмосковному Архангельскому, если не Петергофу. Еще Торжок занимает третье место по количеству найденных берестяных грамот (после Великого Новгорода и Старой Руссы). Здесь находится Всероссийский историко-этнографический музей, основанный Лихачевым. Много древних церквей, прекрасны виды через Тверцу… Гуляя по Торжку, мы долго размышляли, как могут именоваться его жители. Ответ оказался непредсказуемым. Раньше город назывался Новым Торгом, и горожане до сих пор называют себя новоторами. Замысел прячется в зарослях Город Кашин – один из древних религиозных центров России. Он славен многими подвижниками, одна из них – святая благоверная княгиня Анна Кашинская, 100-летие второй канонизации которой праздновалось в городе 25 июня при участии первых лиц Тверской области и епархии. «Мысленным взглядом представим здесь лес церквей», - говорит наш экскурсовод, тогда как взору предстает лес самый натуральный, из которого выглядывают руины древней Троицкой церкви. Вот и со смотровой площадки Торжка открывался бы прекрасный вид, если б он был виден сквозь буйную зелень. И эта церковь на одном берегу рифмовалась бы с той, на другом, когда бы ее не стерли с лица земли. А вот по этому бульвару, ныне представляющему собой бетонную дорожку, обросшую травой и мусором, некогда прогуливались дамы и кавалеры под музыку оркестра. А вокруг высоченной колокольни в Калязине, растущей прямо из воды, был огромный монастырь, но он ушел под воду вместе с десятками населенных пунктов во время строительства Угличского водохранилища... В застройке современного Кашина почти не угадывается логика. Тогда как изначально композиция города была продуманна потрясающе: монастыри располагались треугольником, а церкви – крестом и кругом. Причем имена храмов, их расположение и количество имели религиозный смысл. Кто помнит его теперь? В каких реальных и метафорических зарослях этот смысл потерялся? В самом деле, «в Россию можно только верить». Чем чаще ездишь по ней, тем больше убеждаешься: нужно обладать мощным воображением, чтобы под спудом исторической несправедливости и нелепостей разглядеть подлинный образ России. И открывается он лишь тому «мысленному взгляду», который обращен на свою страну с любовью.