Новости культуры российских регионов
28 апреля 2009
Юг

Музыкальную Атлантиду открыли в Ростове

С 25 по 29 апреля в Ростове на базе Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова проходила Международная научная конференция «Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе».
«В тени классиков» - так назвал свой доклад проректор ростовской консерватории Анатолий Цукер, по инициативе которого, собственно, и состоялась конференция. «Мы упрощенно представляем нашу музыкальную историю: от шедевра в шедевру, от классика к классику. Но тогда не ясно на каком фоне возникли эти классики. На объективность истории как науки не стоит так уж полагаться. Ведь если даже Баха «забыли» на целых два столетия, то что говорить о композиторах меньшего масштаба, но также чрезвычайно талантливых», - говорит Анатолий Моисеевич. Толчком же к организации конференции послужил, как всегда, случай, Просматривая картотеку консерваторской библиотеки, Цукер обратил внимание на нотную тетрадку композитора XIX века Лесковского, которую с 1967 года (с тех пор как был образован ростовский музыкальный вуз) никто не выписывал. Страницы тетрадки с произведениями композитора пушкинского окружения, которого Балакирев называл «первым русским фортепианным композитором, за которым следуем все мы…» были плотно спрессованы... Но когда по просьбе проректора фортепианные пьесы разучили ученики профессора Владимира Дайча, стало понятно, что мы долгие годы добровольно лишали себя общения с композитором, которого можно было бы назвать «русским Шопеном». О своих открытиях композиторов «второго ряда» рассказали на конференции ведущие музыковеды минской, киевской, московской, санкт-петербургской, петрозаводской, волгоградской консерваторий, академий и и музыкальных училищ России, Украины, Белоруссии. «Русским Моцартом» называли в эти дни Бортнянского, «русским Бетховеном» – Фомина, как о композитора, чье творчество сопоставимо с Шостаковичем, говорили о творившем в начале прошлого века Гаврииле Попове… Да, история, случается, делает досаднейшие ошибки, «забывая» имена иных гениев, как и иные их выдающиеся произведения. Но, к счастью, находятся люди, которые берутся восстановить справедливость. Пусть и спустя столетия…