Новости культуры российских регионов
28 апреля 2009
Юг

«Князю Игорю» - слава!

В концертном исполнении Ростовский музыкальный театр преподнес слушателям «Князя Игоря» А. Бородина 10 и 12 апреля.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет», – такова крыловская мораль оперы, в основу которой лег описанный в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Не повторяя ошибки разобщенности русских князей, дирижер-постановщик Валерий Воронин, сумел добиться цельного звучания солистов хора, оркестра. Особенно оркестра. Он был на высоте. В переносном, но и прямом смысле, выйдя из оркестровой ямы на сцену в первом и третьем действиях. Лишь во втором вернулся в яму, уступив сцену балетной труппе, исполнившей (уникальный случай в истории оперы «Князь Игорь» со дня ее создания в 1890 году!) полную версию знаменитых Половецких песен и плясок. Но еще больше порадовал хор. Улетал ли он «на крыльях ветра», или мужественно нес «недобрые вести» - стройность звучания была безупречной. Сказалась добротная работа хормейстера-постановщика Елены Клиничевой. При подобном (концертном) раскладе слух волей-неволей обостряется, поскольку глаз быстро привыкает к единственной «декорации» – облачному небу-полотну задника. Кстати, вот тот случай, когда на режиссера по свету была возложена задача сравнимая с миссией сценографа, может даже режиссера. Но он с этой задачей справился блестяще. Одна только световая партитура «Плясок» потребовала восьми перестановок, эмоционально обогативших восприятие номера. Незабываемое впечатление оставило «затмение солнца», пережитое Князем и его дружиной как мрачное предзнаменование, но и столь же сильно подняло дух русичей, а заодно и слушателей яркое световое решение заключительной сцены. Приятно удивил состав солистов второго премьерного дня. Студенты Ростовской консерватории Геворг Григорян – в главной роли Князя Игоря, Юрий Алехин - Галицкий, Евгения Долгополова - Кончаковна и Евгений Мешков - Овлур. Думается, Геворг достойно справился с нелегкой задачей не только благодаря чарующему тембру, безупречной интонации и отличной артикуляции. В благородности образа и манере держаться на сцене угадывалась школа его педагога Петра Макарова (кстати, еще одного князя Игоря). Если Григорян покорил своим голосом, то Алехин сразил, прежде всего, своей неподражаемой актерской игрой, полностью раскрыв бунтарскую природу своего героя – Галицкого. Неплохо справился и с вокальной партией, стараясь хитро обходить подводные камни коварного верхнего регистра. Несколько «просевшей» показалась сцена-дуэт Владимира (Александр Лейченков) с Кончаковной (Евгения Долгополова) из второго действия. Вместе с тем нельзя не отдать должное уверенному владению голосом во всех регистрах и терпкой ноте томности тембра Евгении. Владимир Игоревич был несколько сдержан в чувствах к восточной красавице. Хотя в «чистоте помыслов» (интонации) упрекнуть нельзя. А финальное (в дуэте) «Приди» (ля-бемоль второй октавы на пианиссимо) подкупило своей нежностью. Тогда как крепкое сопрано Елены Кузнецовой (Ярославны) временами не совсем вязалось с ее нежным образом голубки-лады. «О, если бы ты знала, как гнев тебе к лицу» - под словами Галицкого трудно не подписаться. Тем не менее, Кузнецова многосторонне раскрыла образ своей героини. Но вернемся к половецкому стану. Возрадуйся, око! Эта живость, эта взрывная энергия захлестнула зрительный зал в Половецких песнях и плясках. Вопреки канонам концертной версии оперы, авторы спектакля к великой радости зрителей сделали исключение, включив танцевальный номер (хореограф-постановщик Юрий Клевцов) в постановку. Но возможно ли отказаться от пленительности Востока с его изящно-утонченными танцами девушек, брутально-дикими мужскими плясками? Причем, единственно исполненный в театральных костюмах. Что ж, если так заманчив этот кусочек полноценного спектакля, то грядущая премьера «Игоря» в следующем сезоне обещает быть незабываемой. А еще в какой-то степени уникальной. Ведь сегодня Ростовский музыкальный – единственный театр в России, в афише которого можно увидеть этот великолепный образец русского оперного искусства - «Князя Игоря». С огромной долей уверенности можно утверждать, что и в мире эта опера больше нигде не идет. 27 июня зрителям еще раз (уже в последний) покажут концертного «Князя Игоря» в рамках проекта РГМТ «Парад премьер». Как тут не воскликнуть: спешите слышать и видеть?!