Новости культуры российских регионов
11 июня 2009
Юг

Кто разбудит «Спящую…»?

Государственный музыкальный театр представит публике балет Петра Чайковского «Спящая красавица».
Один из самых любимых балетными труппами мира спектакль войдет в репертуар РГМТ, встанет в один ряд с уже идущими на сцене театра балетными шедеврами композитора - «Щелкунчик», «Лебединое озеро». «Мы долго шли к этой постановке» - сказал художественный руководитель театра Вячеслав Кущев, представляя балетмейстера-постановщика Алексея Фадеечева и художника-постановщика Александра Васильева. Но если для Фадеечева – это шестая работа в ростовском театре. То Васильеву – всемирно известному историку моды и костюма, сценографу, арт-коллекционеру – Ростов еще только предстоит открывать. Однако город для него не совсем «terra incognito». В середине 1930-х сюда вместе с труппой Юрия Завадского приехал его отец Александр Васильев, главный художник МХАТ тех лет… Васильев-младший - человек широких интересов, философ и полиглот, читающий лекции едва не всех европейских языках, догадывается какой «язык» понятен ростовчанам. Васильев сказал: «Конечно, многое художнику диктует музыка Чайковского, тональность и ритм. Но я собираюсь учитывать и мировосприятие вашего региона, надеюсь, спектакль будет дидактичным, отвечающим вкусам ростовчан. Это будет элегантный яркий спектакль, в котором принцесса заснет в эпоху барокко, а проснется спустя сто лет в эпоху рококо». Насколько стили эти отвечают вкусам сегодняшним ростовчан сказать трудно, но совсем не трудно угадать какая каторжная работа ждет ростовских мастеров декорационного цеха, костюмеров. Оглядывая зал, где проходила пресс-конференция, выяснив, что визави сидят не только журналисты, но и студенты ростовского художественного училища, Васильев «сориентировался на месте», предложив молодым людям стать… соавторами. Так деликатно и дипломатично мэтр пригласил будущих художников подключиться к работе над оформлением: «Работы найдется всем, Вы можете вышивать гладью, нанизывать жемчуга, красить, клеить, рассказывать мне о своих идеях…»… Ведь уже в марте Александр Васильев обещал представить макеты спектакля. И хотя это не первая его работа над «Спящей красавицей», думается и перед ним задача поставлена не из простых. Ведь спектакль предстанет свету в год, столетия «Дягилевских сезонов в Париже», когда русский балет впервые заявил о себе как о явление общемирового значения. «Это будет наше подношение юбилею» - говорят создатели ростовской «Спящей красавицы». И над Васильевым – знатоком истории моды – неизбежно будут витать тень Бакста – легендарные костюмы которого к «Спящей» времен Дягилева хранятся сегодня музеях мира. Обратив внимание на то, что сейчас на наших глазах происходит закат гламура, на смену приходит стиль «новой скромности», Васильев, тем не менее, признался, что ростовская «Спящая красавица» должна разбудить публику «залпом» красок, роскоши». «Разбудить», чтобы… «усыпить» имперской помпой сознание публики, тревогу вызванного экономическим кризисом. Этот идеологический посыл сколь гуманен, столь же и забавен. Погружаться в барочные грезы любви под музыку Чайковского, наслаждаясь хореографией Петипа, рассматривая декорации и костюмы Васильева – мы готовы всегда. Во все эпохи, во все времена…