Новости культуры российских регионов
30 января 2009
Дальний Восток

От Рождества до Крещенья

Традиционная выставка живописи, посвященная зимним праздникам Руси, состоялась в Арт-подвальчике краевого фонда культуры.
Все, что мы связываем с рождественскими и крещенскими событиями православного календаря, нашло отражение в работах хабаровских художников – тех, кто уже вполне обоснованно называет себя иконописцами, и тех, кто только прикасается к этой непростой теме. В пространстве небольшой выставки соседствуют работы разные по настроению и жанру, но в целом соединяющиеся в неплохую картину. Серебро морозного утра окутывает православные храмы, где колокола звонят к заутрене, строгие лики на образах наблюдают за тем, как вершится таинство Евхаристии, а в уголках памяти возникают картины истории Древней Руси. Какой-то особый, едва заметный глазу мир в работе Александра Михалевича «Тихий Ангел», радость и ощущение сказки в большом полотне Александра Рябчука «Рождество. Колядки» и та же радость в батиках Надежды Хрустовой «Зимний рассвет» и «Утро». Своего рода паломничество – работы Павла Трача «Борисоглебский монастырь» и «Черниговский скит» Сергея Кратенко. Иконописные работы Владимира и Веры Евтушенко «София Премудрость Божия» и фрагменты росписи храма Благовещения Пресвятой Богородицы в далеком поселке Нелькан, картины Александра Горового «Тело Христово приимите» и «Пастырь» дают ощущение храмового пространства. Но, говоря откровенно, высокая нота, заданная этими художниками, в некоторых местах экспозиции обрывается достаточно резко. Среди работ встречаются такие, которые даже с большой натяжкой не отнести к сколько-нибудь духовной живописи. И то, что выдается автором за икону, превращается в напоминание о том, что эта тема, сколь актуальной бы она не казалась сегодня, требует серьезной работы души. Когда этого нет, возникает неприятное ощущение суетности.