Новости культуры российских регионов
31 января 2008
Северо-Запад

Нацпроект регионального масштаба

Впервые разработан и принят закон «О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области» - областная Дума приняла его во втором чтении.
Областной закон устанавливает правовые основы деятельности в сфере туризма, определяет развитие внутреннего и въездного туризма как приоритетных направлений на территории области, формы государственной поддержки развития туризма. Кроме того он закрепляет за органами исполнительной власти полномочия по информационному обеспечению продвижения регионального туристского продукта, разработку и реализацию целевых областных программ развития туризма, осуществление научных исследований, мониторинг состояния туристских ресурсов области, организацию семинаров, выставок, конференций по вопросам туризма, содействие кадровому обеспечению отрасли. Принятие закона будет способствовать созданию благоприятных условий для развития въездного туризма на территории региона. Закон позволит определить меры государственной поддержки по продвижению новгородского туристского продукта на российском и зарубежном туристских рынках, что, несомненно, будет способствовать увеличению вклада туризма в региональную экономику. Стоит отметить, что в те же самые дни, когда в Новгородской области принимался закон «О туризме» представители новгородского турбизнеса принимали участие в крупнейшей в Северной Европе туристской выставке «МАТКА (Путешествие) – 2008». На стенде выставочного объединения «Санкт-Петербург Экспресс» Великий Новгород представляли: «Офис туризма Великого Новгорода», комитет культуры и туризма области, ООО «Интурист-Новгород». Новгородский стенд «Земля Новгородская» на этой выставке выгодно отличался своей яркостью и стильным оформлением. Сотрудники «Красной Избы» в русских народных костюмах, сувенирная лавка, дегустации продукции завода «Алкон», активная работа туроператора ООО «Интурист-Новгород», а самое главное – многочисленные информационные и рекламные материалы, представляющие турпотенциал Новгородской области (карты, путеводители, каталоги турресурсов, журналы на финском, русском английском языках, календари, буклеты предприятий туриндустрии Великого Новгорода), привлекали значительное количество потенциальных партнеров – финских туроператоров и любителей путешествий. Значительно расширились и деловые связи – за нынешнюю выставку было проведено более 40 встреч и переговоров только с новыми деловыми партнерами, активно поддерживаются установленные ранее контакты. Многие из этих встреч были направлены на ориентирование партнеров на предстоящий 1150-летний юбилей города и проведение XIX Международного форума «Ганзейские дни Нового времени» в 2009 году. Оба этих праздника вызывают большой интерес у финских компаний. Однако, несмотря на то, что участие в «МАТКА-2008» можно с полным правом назвать успешным, еще остаются проблемы, требующие доработки. Так ощущается необходимость в увеличении количества печатной продукции на финском языке. Буклеты Великого Новгорода пользуются популярностью, и текстов на английском и шведском языках недостаточно, чтобы в полной мере обеспечить всех желающих полной информацией о городе. Что же касается итогов развития туризма в 2007 году, то нельзя не отметить, что на фоне сохранения роста туристского потока в Новгородской области в целом, число иностранных туристов, посещающих Великий Новгород и другие туристские центры области, сокращается. Если в 2006 году рост туристского потока составил порядка 9%, то рост потока иностранных туристов составил около 3%. По итогам 2007 года можно сказать, что не смотря на общую положительную динамику развития туризма - в целом рост числа туристов составил порядка 7%,число российских туристов выросло на 12% - сохранилась и даже усугубилась наметившаяся в последние несколько лет тенденция сокращения иностранного туристского потока. Спад въездного международного туризма по Великому Новгороду составил 21%, а по области в целом 19,8%. Причины сокращения объемов международного въездного туризма весьма разнообразны. Следует отметить, что гостиничная статистика по северо-западу России подтверждает общее сокращение потока въездного международного туризма в России. Это объясняется снижением конкурентоспособности отечественного туристского продукта на международном рынке. Соотношение цены и качества не позволяет ему успешно конкурировать с другими странами. Положение усложняется и особенностями визового режима в России. Помимо причин глобального масштаба, есть ряд обстоятельств, которые не позволяют Великому Новгороду достичь положения туристского центра мирового уровня, хотя многие эксперты высоко оценивают потенциал Новгородской области, учитывая богатство культурно-исторического наследия региона. Великий Новгород не является самостоятельным оператором на международном туристском рынке. В области нет операторов, которые могли бы самостоятельно формировать полный комплекс туристских услуг, в который входит международный перелет, визовая поддержка, экскурсионная программа и размещение. Иностранцы покупают пакет туристских услуг, сформированный московским или петербургским международным оператором, в который входит посещение Великого Новгорода. Приедут туристы в Новгород или нет, зависит от того, как составлена программа столичным оператором. Поэтому расширение транспортной доступности региона, строительство пассажирского терминала международного аэропорта и развитие бюджетных авиаперевозок, как запланировано в плане подготовки к юбилею Великого Новгорода, несомненно, будет способствовать росту международного туризма. И еще один момент. С 5 по 9 марта в Берлине (Германия) пройдет международной выставке «ITB». Сейчас решается вопрос об участии в ней представителей новгородского турбизнеса. Возможно выделение бесплатного рабочего места на стенде Федерального агентства по туризму РФ. Также обсуждается возможность проведения международного Датского форума по туризму в Великом Новгороде. Федеральное агентство по туризму РФ совместно с Администрацией Новгородской области 22-24 мая 2008 года проводят в Великом Новгороде Всероссийскую конференцию «Государственная политика в сфере развития культурно-познавательного туризма», проведение международного форума будет способствовать повышению интереса к Великому Новгороду.