Новости культуры российских регионов
6 декабря 2007
Дальний Восток

Игры с Пушкиным

Сразу несколько «пушкинских» премьер состоялось в детских театрах города.
В Краевое объединение детских театров, созданное в Хабаровске в прошлом году, вошли ТЮЗ и кукольный театр. Единое руководство – административное и художественное. Отсюда и общий «пушкинский» проект: «Сказка о рыбаке и рыбке» в куклах и два спектакля «Сказка о Золотом петушке» и «Сказка о мертвой царевне» на сцене ТЮЗа. «Сказку о рыбаке и рыбке» поставил иркутский режиссер Юрий Уткин (он когда-то работал в Хабаровском краевом театре кукол, и довольно успешно). Автором сценографии стала Наталья Павлишина, выбрав легкие акварельные краски и прозрачные ткани. Все меняется так быстро, как бывает только в сказочных историях. Лодка, мерно покачивающаяся на волнах, попадает в шторм, старуха, еще недавно жалеющая и опекающая старика, превращается в злыдню, а землянка, убогая, но почему-то очень уютная до встречи с золотой рыбкой, становится холодным и неприступным теремом. Юрий Уткин по-своему прочитал эту знакомую до последней строки сказку, и получилось, что все происходящее на сцене – о любви. Ведь были когда-то старик и старуха молодыми, любили и радовались. Только вот случилось что-то, захлестнуло мощной волной гордыни. Но материальное богатство призрачно. Когда все рушится по гневному велению золотой рыбки, будто пелена спадает с глаз. И уже понятно, что старуха переживает и мается, а старик вовсе не безропотный подкаблучник. Просто он все понимает и умеет прощать. У этой сказки получился хороший конец. «Сказку о золотом петушке» поставил Константин Кучикин совместно с Натальей Ференцевой. Художник-постановщик – Андрей Непомнящий, композитор – Александр Новиков. Спектакль получился ярким и шумным. Старая нянюшка Арина Родионовна тихонько начинает рассказывать своему курчавому любимцу историю о царе Дадоне, загадочном Мудреце, Золотом петушке и Шамаханской царице. Но в какой-то момент негромкий рассказ переходит в веселый хоровод, наполняется смешными считалками и скороговорками. И такое ощущение, что артисты вместе со зрителем рассказывают эту сказку, наполняя ее интересными деталями. Спектакль-игра, спектакль-превращение. В этом чувствуется стилистика Константина Кучикина, которые любит придумывать, трансформировать одни образы в другие. Шатер, откуда появляется Мудрец, по ходу игры превращается в Золотого петушка, необъятные владения ушедшего на покой царя Дадона становится уютным одеялом, из-под которого не очень-то хочется вылезать правителю и отправляться на выручку сыновьям. Несмотря то, что сюжет знаком даже самому юному зрителю, история, рассказанная режиссером и артистами, оставляет ощущение новой сказки. Которая только что родилась на этой сцене.