Новости культуры российских регионов
27 сентября 2007
Северо-Запад

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Подвели итоги туристического сезона
Туристов, как цыплят, по осени считают. А примерные итоги сезона, по традиции, подводятся к Всемирному дню туризма, который отмечается 27 сентября. По словам начальника управления по зарубежным связям и туризму администрации Великого Новгорода Исака Фрейдмана, в первом полугодии 2007 года наметился рост туристического потока на 4%. Правда, исключительно за счет активности наших соотечественников, которых побывало в Великом Новгороде более 64 тысяч человек. А вот количество иностранцев, увы, идет на спад – с красотами Великого Новгорода ознакомились немногим менее 10 тысяч зарубежных гостей, что на 23% меньше, чем в прошлом году. В принципе, это общероссийская тенденция, вызванная удорожанием турпакета, низким качеством обслуживания, неспокойной обстановкой в стране. Но есть и чисто местные причины – например, отсутствие международного аэропорта. Осознавая все это, в офисе туризма «Красная изба» к каждому гостю города относятся как к родному и делают все, чтобы он остался доволен и захотел вернуться, да не один, а с друзьями. К сезону - 2007 был выпущен красочный каталог, ознакомившись с которым можно получить полное представление о местных культурных событиях и достопримечательностях. Каталог бесплатно распространяется в офисе туризма, в гостиницах-партнерах. Развивается сайт офиса, на который заглядывает около 5000 посетителей в месяц. Уже год работает круглосуточный телефон, по которому можно получить ответы на многие вопросы, связанные не только с экскурсиями, проживанием, питанием. Например, один любознательный немец интересовался, как бы ему посмотреть место, где начинается Волга. И, между прочим, получил квалифицированный ответ и массу полезных советов. Некоторые немцы и испанцы просят помочь найти захоронения их предков, погибших на Новгородчине в годы Второй мировой войны. Впрочем, специалисты «Красной избы» оказывают не только информационную, но и практическую помощь. Уже дважды помогали рассеянным зарубежным гостям восстанавливать утраченные миграционные карты, без которых их и в гостиницу-то не поселят. Оба раза вопрос удавалось решить буквально на глазах изумленных иностранцев, которым, кстати, в других городах отказывались помочь. Или однажды субботним вечером экстравагантный француз попросил индивидуальную экскурсию по Валдаю на английском языке, причем как можно скорее. Справились! Уже в воскресенье утром довольный клиент изучал валдайские красоты. Доволен остался и американец, для которого в выходной день открыли церковь Спаса на Нередице и даже провели экскурсию. Многое делается и для продвижения имиджа Великого Новгорода на туристическом рынке. На это работает регулярное участие в крупных туристических выставках в Москве, Санкт-Петербурге, в Финляндии. Огромные надежды возлагаются на проект «Семь чудес России», презентация которого состоялась недавно в «Красной избе». В ней принимала участие главный редактор журнала «Всемирный следопыт», который проводит акцию. А результатом встречи станет статья о Великом Новгороде в одном из ближайших номеров журнала. Кстати, согласно данным Федерального агентства по туризму на 1 августа 2007 года на территории Новгородской области зарегистрировано 33 туристские компании, 7 туристских операторских компаний вошли в Федеральный реестр операторов, в том числе 6 компаний зарегистрированы как операторы по внутреннему туризму с объемом финансовых гарантий в 0,5 млн. рублей – это: ООО «Аркада», ООО «Кругозор», ООО «Новгородское бюро путешествий и экскурсий», ООО «Сервис тур», ООО «Стиф», ООО «Туристская фирма «Росновелтур». ООО «Интурист–Новгород» вошло в Федеральный реестр, как оператор по международному туризму, предоставив финансовую гарантию в размере 5 млн. рублей. Всего на территории области насчитывается 28 гостиниц, общий номерной фонд области составляет 2 884 места, в том числе 426 мест в гостиницах класса 4 звезды, 900 мест в гостиницах уровня 3 звезды и 1558 мест в гостиницах более низкого класса. Общее число занятых в сфере культурно-познавательного туризма составляет 5 643 человека, в том числе 2 656 человек на объектах культуры и 2 987 человек в гостиничном и туристском бизнесе. В 2006 году на гостиничной базе Новгородской области было размещено 238 405 человек, в том числе 200 700 российских граждан и 37 705 иностранцев. Великий Новгород в 2006 году посетило 159 389 туристов, из которых 123 409 человек – российские граждане и 35 980 человек – иностранцы. Сохраняется тенденция увеличения динамики роста внутреннего туристского потока (в среднем на 10 процентов в год) и замедления роста въездного туризма. Основной поток въездного международного туризма составляют гости из США, Германии, Эстонии и Великобритании. Основной вид туризма в Новгородской области - культурно–познавательный, около 70 процентов всех туристов посещают регион с культурно-познавательными целями. В настоящее время оценка влияния туристской отрасли на развитие региональной экономики производится без учета кумулятивного эффекта туризма. Доходы регионального бюджета от культурно-познавательного туризма в 2006 году составили 32,13 млн. рублей, что составляет 0,4 процента от общего объема налоговых поступлений областного бюджета. По данным Новгородстата в 2006 году валовой региональный продукт (ВРП) от деятельности предприятий туристской отрасли составил 889 млн. рублей, или 1,19 процента ВРП. В 2007 году комитетом культуры и туризма области проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по оценке влияния интегрального кумулятивного эффекта туризма на региональную экономику Новгородской области. Методика оценки, так называемый «региональный мультипликатор», будет разработана и представлена на заседании областного совета по туризму в IV квартале 2007 года. Комитетом культуры и туризма области ведется работа по продвижению регионального турпродукта на российском и зарубежном рынках. Используя механизмы частно - государственного партнерства, комитет осуществляет выставочную и издательскую деятельность. Совместно с НП «Офис туризма Великого Новгорода «Красная изба», объединяющего ведущие туристские предприятия города, на туристских выставках в Москве и Санкт-Петербурге организуется объединенный стенд области, на котором проводятся презентации новых программ для туристов. В 2007 году появилось сразу несколько изданий, направленных на продвижение новгородского туристского продукта на Российском и зарубежном рынках. Готовится к печати туристская карта области и календарь культурных событий на 2008 год. Совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ подготовлена информация для разработки проекта федеральной целевой программы «Развитие историко-культурных зон в России (2009-2013 г.) В мае 2008 года совместно с Федеральным агентством по туризму РФ в Великом Новгороде планируется проведение III Всероссийской конференции по развитию внутреннего и въездного туризма в России. Также в Новгородской области разработан проект закона «Об основах туристской деятельности», внесение которого в Думу Новгородской области намечено на ноябрь 2007 года. По словам специалистов, закон необходим для наиболее эффективного развития туризма в Новгородской области и закрепления более четких функций в сфере туризма за органами государственной власти области и органами местного самоуправления.