Новости культуры российских регионов
22 марта 2007
Дальний Восток

Голая техника

Галерея «Старый город» открыла выставку уфимского художника Василя Ханнанова.
На выставке представлена только обнаженная натура – от работ начала 90-х до нескольких серий года нынешнего. Василь Ханнанов в художественном пространстве Уфы занимает столь значительное место, что без него, кажется, не существовало бы и самого башкирского современного искусства: он возглавляет творческое объединение «Чингисхан», издает журнал «ВХ», посвященный изобразительному искусству (название расшифровывается как «Высокохудожественный журнал», но можно прочесть и как инициалы его главного редактора), руководит музеем, созданным его творческим объединением. Не говоря уже о том, что как художник он неутомим, разнообразен, изобретателен и часто провокативен. В чем причина того, что именно в Уфе, где и так работает немало очень интересных мастеров, появился художник такой неуемной энергии, будут разбираться искусствоведы. Достаточно сказать, что осенью прошлого года, когда Василь Ханнанов отмечал пятидесятилетие, его выставки прошли одновременно в семи уфимских галереях. То есть он один своими работами заполнил все выставочные площади города! В Новосибирске Ханнанова знают – хотя бы по выставкам «Чингисхана», последняя из которых работала в художественном музее в феврале. Выставка в «Старом городе» показала только одну грань художественного мира Василя Ханнанова – его любовь к обнаженной натуре. Большая часть работ – написанные уже в этом году, либо на черной или красной ткани, либо на трехстворчатых ширмах в виде трех граций. Венчает этот проект вариация на тему знаменитой картины Репина – «Жены турецкого султана пишут письмо запорожским казакам». Жены, разумеется, обнажены, а текст письма прилагается. При том, что твердость кисти и зоркость взора художника завидны, новый проект кажется более нацеленным на коммерческий успех, нежели художественный. Во всяком случае старые работы художника на выставке выигрывали в глубине и образности. Ставшие темой старых работ библейские образы (Юдифь, Ной с дочерьми) и античные мифы, освещенные женской наготой, заслуживали больше интереса. Это отметила в разговоре и хозяйка галереи Анна Терешкова, для которой обилие привезенного художником обнаженного «новодела» стало неожиданностью. Жаль, что Василь Ханнанов не включил в эту выставку свой проект «Сфера интимного» – наклеенные на холсты смятые простыни, хранящие, казалось, в складках отпечатки тел. Они говорили о страсти и женском теле гораздо больше, нежели анатомически верное и технически совершенное изображение женских тел на новых работах.