В нынешнюю бесснежную зиму подобные поездки особенно актуальны.
В гостях у сказки
Мы с директором музея на Щелоковском хуторе Мариной Бугровой рванули в Архангельск. Врать не буду, не ради Нового года. Ради знакомства с «Малыми Корелами», слава которых гремит далеко за российскими пределами. Иностранцы толпами съезжаются сюда, чтобы полюбоваться всемирно известными памятниками деревянного зодчества. Что не удивительно, в условиях сурового северного края главным строительным материалом всегда был лес, и именно здесь когда-то родилась пословица: «Дай русскому крестьянину топор, и он починит даже часы».
Исстари архангельские крестьяне рубили из сосны и лиственницы избы-великаны, баньки, амбары, колодцы, ветряные мельницы, возводили островерхие громады шатровых храмов. На территории «Малых Корел» собраны все разновидности русских ветряных мельниц: шатровки (голландки), столбовки (на раме, на ряже, на стойках), толчея, водяная мельница. Самая большая ветряная мельница перевезена в музей из владений бывшего Кожеозерского монастыря и встречает посетителей прямо при входе. Всего же здесь насчитывается более ста памятников крестьянской и культовой архитектуры XVI-XIX веков на территории в сто сорок гектар.
Однако не только архитектуру показывает музей, главная его задача – воссоздание этнографически цельной картины жизни северорусской деревни. У посетителей создается полное впечатление, что они попадают в прошлое и, гуляя по зимнему лесу, выходят то к одному, то к другому селу. А села все разные. Есть Каргопольско-Онежское, есть Северо-Двинское, есть Мезенское и Пинежское. Каждый из музейных секторов моделирует старинную деревню с характерной планировкой и разными типами домов.
Выразительный образ Русского Севера предстает здесь перед нами. И что-то вековое, но смутно знакомое, вынесенное из детства чудится в величавых деревянных храмах с «кубастым» завершением и в живописном каскаде протянувшихся вниз по склону холма лестниц, амбаров и бань, и в зеленом массиве тайги, и в глухом звоне колокола, вздрагивающего от порывов зимнего ветра… Но особенно в мягких еловых лапах, припорошенных белоснежным снежком. Так и кажется, что сейчас из-за деревьев покажется седобородый батюшка Мороз и спросит весело: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»
Между прочим, недаром кажется. Фильм «Морозко» режиссер Роу снимал на территории музея «Малые Корелы», в его лесах и его интерьерах.
В традиционном русском стиле
Если вы думаете, что Дед Мороз живет в Великом Устюге, то ошибаетесь. Его деревня расположилась в старинном районе Архангельска – Соломбале, на улице Никольской.
Строго говоря, это не совсем деревня. Скорее, усадьба. Три больших отреставрированных деревянных дома, в одном из которых разместилось специализированное отделение связи "Почта Деда Мороза", в другом – мануфактурная лавка, в третьем – чайная. Во дворе под открытым небом разбит небольшой парк. Здесь можно с ветерком прокатиться с горки, поводить хороводы вокруг елочки на поляне Торжеств, отогреться в Сказочном чуме или сочинить сказку в доме Лесовика. Но только зимой, потому что усадьба живет по своему деревенскому укладу. Летом строит, благоустраивает, озеленяет, а гостей принимает только два месяца в году – в декабре и январе. Вот тогда-то и шумит на дворе праздник, гулянье, ярмарка с забавами для детей и взрослых. Здесь же проводятся фестивали ледовых скульптур, работает швейная мастерская Деда Мороза, а в гостиной устраиваются чаепития с ним самим.
Проект «Деревня Деда Мороза» – частная инициатива, существующая с 1989 года. Архангельский технарь Андрей Томашкевич получил лицензию и начал строить. Поставил несколько избушек, проложил туристические маршруты, наладил полиграфию. И когда Лужков усадил Деда Мороза в Устюге, предприниматель Томашкевич был оскорблен и принялся считать весь этот проект чистейшим плагиатом.
Что, в общем-то, конечно, правильно. Хотя, с другой стороны, лесов в России растет много, и в каждом их них может обитать свой собственный батюшка Мороз (фильм А.Роу тому порукой), а уж ребенку и подавно все равно, где живет пресловутый Дед – в Вологодской области, в Норильске или в городе Урюпинске. Главное, чтобы он был. Чтобы ему можно было написать письмо и получить ответ, а еще лучше – зайти в кабинет, где он ведет официальный прием, и доверить ему свои секреты.
Письма от Деда Мороза из Архангельска с официальными реквизитами его Почты ежегодно получают дети из семидесяти регионов России, а к Новому году более десяти тысяч детей Архангельска вместе со сладким подарком получают поздравления от Деда Мороза на фирменных открытках.
Кстати, Дед Мороз Томашкевич на все письма отвечает лично, к детским рисункам и стихам относится трепетно, с ребятами общается охотно, а вот журналистов не любит и интервью не дает. Немногим более словоохотливы и работники его ателье. Они шьют костюмы Деда Мороза и Снегурочки для всей России и невероятно консервативны. «Санта Клаус сам по себе, – говорят, – нас это не касается. Мы шьем в традиционном русском стиле». Но шубы тем не менее выпускают разные – синие, белые, красные. Это ведь ихний Санта-Клаус примазался к цветам кока-колы, а наши Деды Морозы – нонконформисты. Разноцветные, как конфетти.
А значит, если поднапрячься, осилим мы этого буржуазного интервента, и наши дети перестанут отправлять свои новогодние заказы в Лапландию. Славянский Дед Мороз живет значительно ближе: в Архангельске, в Соломбальской резиденции Деда Мороза.
Командировка в Архангельск осуществлена в рамках проекта «Живой музей» при поддержке Фонда Форда и АНО «Единство журналистики и культуры».