Новости культуры российских регионов
24 августа 2006
Поволжье

В гости к Есенину

Родина Есенина – село Константиново – успешно прошла проверку на звание зоны культурно-туристического отдыха.
Лето и осень – лучшее время, когда можно совместить приятное с полезным, посетив знаковые для русской литературы места. Например, Константиново. "Чтобы понять поэта, нужно знать его родину", – считал Гете. И если уж потомки смогли уберечь от разрушения и забвения знаменитые "поэтические" адреса, этим грех не воспользоваться. Мы поехали «к Есенину» своим ходом, на автомобиле. Говорят, сегодня такой «частный» туризм распространен гораздо шире, чем традиционный автобусный с гидом. Оно и понятно: никто не диктует тебе программу времяпрепровождения, не нужно кучковаться вокруг экскурсовода, не тратится время на ожидание опоздавших – словом, сам себе хозяин. До Рязани домчались за 7 часов. По пути останавливались, чтобы искупаться в озере и погулять по лесу. Надо сказать, что как только машина оказалась в пределах Рязанской области, за окнами замелькали деревянные столики «для автотуристов», стилизованные… под грибы. Не иначе как авторов вдохновляла известная частушка: А у нас в Рязани грибы с глазами, Их едят, а они глядят. Гостиницу решили взять в областном центре. Во-первых, в самом Константинове есть только гостевой домик на шесть мест (и, конечно, все заняты). Во-вторых, хотелось и город посмотреть – он того заслуживает, особенно Рязанский кремль. Первомайский проспект и прилегающие улицы заставляют почувствовать себя так, словно окунулся в 19-й век: дома вокруг «низкорослые», не выше четырех этажей, а чаще двух– и трехэтажные, с лепниной и благородными колоннами. Ничто не давит, все соразмерно человеку. Чтобы увидеть Кремль, нужно миновать парк с белоснежной часовней в глубине. Деревья неожиданно заканчиваются и, как в сказках говорят, если направо пойдешь, на набережную с видом на окские просторы попадешь, если прямо пойдешь – в Кремль попадешь, а налево пойдешь – на шоссе пропадешь… Строго говоря, Кремля как такового в Рязани нет – ни стен, ни башен, только земляной вал. Зато есть соборный комплекс, который заставляет застыть, онемев от восхищения. Во всяком случае, мне ничего подобного видеть не приходилось, даже в знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Успенский собор, построенный в 17-м веке крупнейшим русским зодчим Я.Г.Бухвостовым, в буквальном смысле слова потрясает воображение. Это грандиозное сооружение площадью 1600 квадратных метров и высотой 72 метра фантастически красиво. Считается, что Успенский собор – самая значительная постройка архитектуры «нарышкинского» барокко, но при этом здание сочетает в себе, казалось бы, несовместимое – монументальность и легкость. К сожалению, храм был уже закрыт, и нам не удалось попасть внутрь (а если верить путеводителю, главным украшением внутреннего убранства является семиярусный иконостас с исключительной художественной резьбой и ажурными стволами колонн, сделанных из одного куска дерева). Но от созерцания резьбы по белому камню порталов и наличников на окнах оторваться удалось с трудом. В общей же сложности Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (именно такой статус имеет Рязанский кремль) включает 15 зданий, 7 из которых – церковные храмы. На вопрос, как удалось сохранить эту уникальную красоту в агрессивные атеистические годы, когда церкви варварски сметались с лица земли вне зависимости от их культурной ценности, никто из рязанских музейщиков внятного ответа дать так и не смог. Кто-то говорил, что повезло, а кто-то ссылался на промысел Божий… Сегодня у музея трудные времена. На его территорию и здания претендует Рязанская епархия, которую не устраивает совместное пользование Успенским собором как летней кафедральной церковью. Епархия хочет получить и Успенский собор, и все остальное в единоличную собственность. Общественность борется, но, боюсь, победа окажется не на ее стороне. И это печально. Приходилось наблюдать, что происходит с историко-архитектурными памятниками, когда они попадают в руки церкви, содержащей их по своему разумению и не считающей необходимым советоваться со специалистами. В Перынском ските под Великим Новгородом, например, священнослужители срубили несколько реликтовых сосен на дрова. От Рязани до Константинова 40 километров, и потеряться трудно – дорогу к поэту указывают огромные плакаты с золотокудрой головой. Выезжать лучше ранним утром, потому что после музея вам наверняка захочется просто побродить по селу, полюбоваться живописным видом на Оку, делающую в этом месте две петли, а, может, и зайти в храм Казанской иконы Божьей Матери, где венчались родители Есенина, крестили его самого и где в 1925 году священник Иван Яковлевич Смирнов совершил по рабу Божьему Сергею панихиду, а в ответ на укоры, мол, как же так, батюшка, самоубийцу отпеваете, ответил: «Значит, взял грех на душу». В музее считают, что знал отец Иоанн нечто, от широких советских масс сокрытое… Только побывав в Константинове, можно понять, как в России рождаются такие поэты, как Сергей Есенин. Территория у музея-заповедника большая, одних экспозиций четыре: усадьба Есениных, усадьба Лидии Кашиной (музей поэмы «Анна Снегина»), земская школа, литературный музей. Можно каждую экспозицию посетить отдельно, но лучше – все сразу. Стоит это недорого (160 рублей), зато дает представление не только о творчестве Сергея Есенина, но и об исторической эпохе, в которую ему выпало жить. Экспозиции очень эмоциональны, и это замечательно. Если раньше я сильно сомневалась в алкоголизме поэта, то теперь точно знаю: слухи о ней сильно преувеличены «друзьями» Есенина и (особенно) советской пропагандой. Во-первых, едва начав зарабатывать, он содержал двух сестер и родителей (после очередного пожара даже построил им новую избу – большую и крепкую). Во-вторых, нелюбившие Сергея Александровича и те свидетельствуют: за письменный стол он садился только трезвым. Сопоставим количество прожитых им лет и объем написанного. И сделаем выводы. Кстати, массу приятных впечатлений от посещения Константинова можно получить и зимой. Ежегодно 25 января в музее проводится Татьянин день, так как мать Сергея Есенина звалась Татьяной Федоровной. Не менее интересны и масленичные гуляния. Целую неделю музейные работники встречают посетителей играми, блинами, катанием на лошадях и каруселях, а в Прощеное воскресенье устраивают народный праздник, когда люд собирается со всей округи. На столбе вешают петуха, разные подарки: кто долезет – снимет приз. Помнят здесь о том, что Сергей Есенин – «самый русский» из поэтов!