Новости культуры российских регионов
17 августа 2006
Юг

Погружение в историю, или настоящие мужчины «играют» в войну

У подножия сохранившегося фрагмента азовского крепостного вала (памятник археологии XVII в.) прошла реконструкция боя между казаками и воинами Османской империи (1641 г.).
Азов. Лето 2006 года. Стоило бы, наверное, добавить – жаркое лето, если бы слово «жаркое» хотя бы отдаленно могло дать ощущения того пекла, в котором пребывал один из городов России в тот день. На левом берегу Дона, на поляне перед сохранившимся фрагментом крепостного вала схлестнулись с сотню мужчин. Одетые по моде трехсот, а то и пятисотлетней давности, они не очень привередничали, делясь на «казаков» и «разбойников» (то бишь турков). Главная их цель – дать маленький показательный бой-напоминание о сражении, что произошла на том же месте, примерно в то же время, но… три с половиной столетия назад. Не много в истории человечества найдется войн, которые не со стыдом и горечью вспоминать приходится, но с гордостью, некоторым даже… умилением. Знаменитое «Азовское осадное сидение» лета-осени 1641 года, когда 5 370 казаков (из коих 800 – женщины) около четырех месяцев держали оборону против почти 300-тысячной, вооруженной до зубов османской армии, причем как с суши, так и с моря. Давайте уговоримся сразу: дата эта 365-летие со времени «сидения», несколько спорная. Современные азовчане в своем торопливом желании (кстати говоря вполне понятном) отметить юбилей знаменитейшей битвы решили чуть опередить события. 1637 лет – это только начало похода казаками на Азов к тому времени уже несколько десятилетий как турецкого. Справка: 24 июня 1641 года турки обступили Азов от реки Дона до моря. Казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам сейчас же 12000 червонных и 30000 по выступлении. Казаки отвечали: " помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незванных гостей...". После этого началась осада. При наступлении осени в турецком войске начался мор. Паша, потеряв надежду взять Азов открытой силой, просил султана отложить покорение его до будущей весны. Но визирь именем султана приказал: "Паша, возьми Азов, или отдай мне голову". К этому моменту осажденные казаки находились в исключительно тяжелых условиях: дожди, холодные ветры, ранения, болезни, всякого рода недостатки сильно сократили численность защитников. Было принято решение идти на прорыв. Все, кто мог держать еще оружие, решили выйти из крепости и в открытом бою с честью умереть. Написали царю и патриарху грамоты, в которых просили "да простят их непотребных и ослушных рабов". Всю ночь молились и прощались друг с другом. Ночью, 1 октября, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан пустым… Приходится только удивляться: как столь поучительный эпизод истории не стал поводом до сих пор поводом для современных кинематографистов снять фильм, в котором нашлось бы место и героическому, и патриотическому, и драматическому. Удивительно и то, что среди двух сотен съехавших со всех концов России членов военно-исторических клубов не нашлось человека, который ухватился бы за эту идею, не написал сценарий. Тем более, что каждому это вполне по силам. дело в том, что членство в военно-историческом клубе предполагает наличие в человеке сил не только физических, но интеллектуальных. Причем и тех, и других – выше среднестатистических стандартов мужчин нашей страны начала третьего тысячелетия. В эти жаркие августовские дни в Азов на реконструкцию «Сидения» съехались представители двадцати городов России. Среди участников современных «игр в войну» можно было увидеть как убеленных сединами зрелых мужчин, так и юных отроков. К примеру, студент колледжа Иван Соломатин из Коломны в Азове, отметил свое 17-летие. География такжек обширная – от Сочи до Вологды. «Это тот случай, когда Москва – крайняя точка», – улыбнувшись, проговорил «чебоксарский стрелец» – руководитель военно-исторического клуба города Чебоксары, педагог истории Денис Сятрайкин. Его «коллега» – «московский стрелец» – Алексей Писарев «в миру» также преподает историю. Однако оба утверждают, что далеко не все члены военно-исторических клубов историки по профессии. Случаются и инженеры, предприниматели, художники, даже… академики. К примеру, А.П. Богданов… Он – действительный член Российской академии наук, но и столь же «действительный член» военно-исторического клуба «Русский Стяг» РАН. Андрей Петрович утверждает: «У движения военно-исторических клубов перспектива весьма серьезная. Сегодня во всем мире все большую популярность приобретает исторический туризм. Когда туристы получают реальную возможность погрузиться в прошлое того или иного народа. Это перспективно и с точки зрения развития науки. Ведь чем ближе к историческому оригиналу костюм члена клуба, тем выше его авторитет, тем лучше и точнее он ощущает эпоху, которую воссоздает через свой образ. Сам Богданов, как настоящий столичный житель, представлял на Дону русскую аристократию времен Ивана Грозного и позднее. К слову сказать, три с половиной сотни лет назад между казаками и московитянами не всегда наблюдалось единодушие относительно взятия Азова. Однако в этот раз в «бою за взятие крепости» москвичи вполне себя реабилитировали в глазах донских казаков. – Если собрать нас всех – членов военно-исторических клубов России, то получится полноценное средневековое войско численностью в пять-шесть тысяч человек. Это настоящая сила. Причем здоровая во всех отношениях. Все одинаково хорошо владеют как саблей, так и знаниями истории своей страны, своей малой Родины. Среди нас нет тех, кого называют «приверженцами нетрадиционной ориентации». Нет наркоманов. Нет, кстати говоря, и ксенофобов. Все эти люди не приживаются в нашем военно-историческом братстве, – утверждает один из самых авторитетных членов ростовского военно-исторического клуба имени атамана М.И. Платова, оружейных дел мастер Николай Николаевич Шалов. Его товарищ по клубу, также довольно известный на Дону кузнец-оружейник Олег Григорьевич Арапов говорит: – Донской фестиваль-реконструкция «Азовское сидение» проводится во второй раз. Но, поверьте моему чутью, у него большое будущее. Подвиг казаков XVII века дает много поводов для размышлений о роли казачества в современной России, о том как следует жить и во имя чего, если придется, воевать настоящим мужчинам… Остается добавить, что «Азовское сидение» образца 2006 года состоялось благодаря просто–таки героическим организаторским усилиям директора Азовского историко-археологического музея-заповедника Анатолия Горбенко и руководителя Ростовского военно-исторического клуба имени атамана М.И. Платова Александра Гордиенко. Вот тот случай, когда так и хочется воскликнуть, адресуя им, да и всем кто принимал участие в том бою, традиционное казачье одобрение: «Любо!».