Опальный священник, идеолог религиозного раскола, был сослан в 1653 году в Тобольск, а затем в Даурию. На Амур расстриженного протопопа с собой взял воевода Пашков, отличавшийся особой жестокостью. Протопоп вместе с женой Настасьей Марковной и малыми детьми в течение пяти лет терпел страшные лишения.
Протопоп Аввакум – автор первой попытки автобиографии в русской литературе. В этом уникальном источнике отразились многие факты из его жизни в верховьях Амура – «смертоносных Даурах», психология людей той эпохи и несгибаемый характер самого священника. К примеру, в «Житии» описывается такой факт. Сын воеводы Пашкова Еремей обратился к даурскому шаману, чтобы тот узнал о судьбе будущего похода. Аввакум разгневался и проклял его.
По мнению хабаровского профессора С.И. Красноштанова, дальневосточную литературу нужно начинать с имени протопопа Аввакума. Столетия спустя к образу несгибаемого поборника русского благочестия обращались многие дальневосточные писатели – Всеволод Иванов, Арсений Несмелов, Виктор Еращенко и др. В фондах литературного отдела гродековского музея хранится редкий экспонат – рукопись поэмы Арсения Несмелова «Протопопица» (в 2000 г. поэма опубликована в журнале «Словесница Искусств»).
Жизнь писателя и священника завершилась трагически: в 1682 г. его сожгли в Пустозерске. Аввакум Петров оставил около 80 духовных трудов, среди которых «Книга бесед», «Книга толкований». В течение трех столетий они переписывались, распространялись в старообрядческой среде и во многом благодаря этому дошли до нас.