Новости культуры российских регионов
26 сентября 2023
Москва

«От иконы к авангарду»: пермское искусство в Москве

Третьяковка предлагает познакомиться с работами из Пермской художественной галереи, которая отмечает свое 100-летие

Проект знаменует две важные даты — 300-летие города Перми и 100-летие Пермской галереи, одного из крупнейших и наиболее значительных региональных музеев нашей страны. В собрании музея – более 55 000 экспонатов от памятников древнеегипетского и античного искусства, западноевропейских полотен XV–XIX столетий до работ, выполненных в XXI веке. Наиболее яркая часть собрания, благодаря которой известность музея выходит за пределы не только Урала, но и России, – произведения российского искусства XVII– ХХ веков.

Всего в Москву привезено около 80 произведений: иконопись, золотное шитье, храмовая скульптура, живописные произведения первой трети ХХ века.

Экспозицию в Новой Третьяковке открывает раздел, где представлены произведения древнерусского искусства – памятники лицевого шитья и иконописи XVII века. Практически все они самым непосредственным образом связаны с родом легендарных «именитых людей» Строгановых, в свое время сыгравших важную роль в освоении Прикамья. Строгановы принесли в земли Перми Великой художественную традицию высокого уровня. Яркое свидетельство этому – шитые золотыми и серебряными нитями предметы церковной утвари, многие из которых украшали когда-то главную церковь Строгановых в Прикамье – храм Похвалы Богородицы в Орле-городке: пелены «Положение во гроб», «Убиение царевича Димитрия», покровцы «Се Агнец», «Распятие» и т.д. В экспозицию включены две иконы мастера Оружейной палаты Семена Хромого. Известно всего пять образов его письма, и четыре из них хранятся в Перми. А «Троица Ветхозаветная» Ильи Филиппова – и вовсе единственная известная работа этого иконописца, также числившегося в Оружейной палате.

Самой известной частью собрания Пермской художественной галереи является коллекция храмовой деревянной скульптуры. Собранная в основном в результате экспедиций по селам и деревням, в 1923-1926 годах она насчитывает сегодня около 500 единиц хранения. Это один из ярких символов края. Специалисты указывают на дохристианские традиции местного населения, влияние западноевропейского искусства, православной иконы, народного творчества.

Пермская галерея обладает значительным и ярким собранием русской живописи первой половины ХХ века. Коллекция складывалась на протяжении десятилетий, в ее формировании участвовало не одно поколение музейных сотрудников. Если в 1920–1950 годах пополнение собрания шло централизованным путем через государственные закупочные комиссии или перераспределение музейных фондов, то в 1960–1980 гг. это происходило за счет инициативности работников галереи, которые искали и устанавливали контакты с художниками, их наследниками, коллекционерами. Музейщики из Перми не раз вступали в конкуренцию с коллегами из центральных музеев, а это говорит о том, что Пермская галерея имела известность и престиж.

На выставке представлены яркие имена и произведения: Кузьма Петров-Водкин «Портрет мальчика» (1913), Аристарх Лентулов «Церковь в Солнцедаре» (1913), Роберт Фальк «Пейзаж» (1913), Любовь Попова «Портрет» (1916), Иван Клюн «Супрематическая композиция» (1916), Александр Родченко «Натюрморт» (1918), Александр Дейнека «Стахановцы» (1937). Полотна русских футуристов Василия Каменского, Давида Бурлюка, Виктора Пальмова.

Выставка будет работать до 25 февраля 2024 года.