Новости культуры российских регионов
4 сентября 2020
Москва

В дар Пушкину

4 сентября в Государственном музее А. С. Пушкина открывается выставка новых поступлений

Собрание Государственного музея А.С. Пушкина сегодня насчитывает порядка 165 тысяч музейных предметов и непрерывно пополняется. За прошедший год в собрание музея поступило более  100 новых предметов.  Ежегодно, в начале сентября Государственный музей А.С. Пушкина «отчитывается» о пополнении своего собрания, представляя публике новые приобретения: полученные в дар или закупленные специальной комиссией ценные предметы искусства и быта, связанные с именами и эпохами своих героев – А.С. Пушкина, В. Л. Пушкина, И.С. Тургенева, Андрея Белого. 

На выставке представлено свыше 100 предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, печатных и рукописных материалов, редких книжных изданий, предметов интерьера и быта конца XVIII–начала ХХ веков – наиболее ярких экспонатов из новых поступлений, а также более ранних, прошедших в этом году музейную реставрацию. Большая половина этих приобретений – предметы, переданные в дар в музею.

Одним из самых ярких экспонатов коллекции изобразительных искусств станет «Портрет дамы в капоре», буквально на днях поступивший в дар от известного коллекционера и большого друга музея Андрея Руденцова. Работа принадлежит кисти знаменитого в пушкинскую эпоху художника Карла Рейхеля (1788-1857), которому позировали многие представители аристократических и дворянских кругов России. Произведения К.Я. Рейхеля находятся ныне в ведущих художественных собраниях страны, но в музее А.С. Пушкина до настоящего времени были представлены лишь портретные гравюры, выполненные по оригиналам живописца. Поступление в коллекцию музея подлинного живописного портрета, несомненно, имеет первостепенное значение, как для пополнения московской изобразительной пушкинианы, так и для культурной жизни Москвы в целом. 

Портрет написан мастером в 1818 году,  в период расцвета его творчества и представляет одну из современниц А.С. Пушкина. Дама, одетая в прогулочный наряд по моде конца 1810-х годов, в капоре и с лорнетом в руках, изображена сидящей на стуле на фоне романтического пейзажа. Концепция портрета с учетом всех деталей строго соответствует эстетике эпохи романтизма. А вот имя той, которая скрывается за печальным женским образом, теперь предстоит узнать специалистам музея. И есть надежда, что им, имеющим большой опыт в атрибуции портретов, это в скором времени удастся!

Не менее ценным приобретением для музея является «Коктебельский пейзаж» известного поэта и художника Максимилиана Волошина. Этот неизвестный широкому кругу, рисунок  теперь по праву войдет в знаменитую «крымскую» акварельную серию мастера. Акварель Волошина с подписью художника и датировкой «1929 6 апреля» поступила в музей из семейного собрания М.М. Поливановой, внучки К.М. Поливанова, которому акварель была подарена самим автором. Константин Михайлович Поливанов (1904–1983), знаменитый физик, специалист по электротехнике, подружился с Волошиным в середине 1920-х годов и стал близким человеком в его коктебельском доме. Кроме того, К.М. Поливанов был женат на Маргарите Густавовне Шпет, дочери философа Г.Г. Шпета, близкого друга Андрея Белого. Сам Андрей Белый неоднократно бывал в Коктебеле в 1920-е годы.  По приглашению своего гостеприимного друга Максимилиана Волошина в счастливое лето 1924 года, в 1930 году, когда состоялась их последняя встреча, и в 1933 году, в свое последнее лето, когда Белый перенес солнечный удар, от последствий которого умер в январе 1934 года. «Коктебельский пейзаж» вскоре займет место в экспозиции «Мемориальной квартиры Андрея Белого» на Арбате.

А вот поступившая в дар акварельная работа середины XIX века «Курхаус в Бадене» после выставки украсит экспозицию Дома-музея И.С. Тургенева (филиал Государственного музея А.С. Пушкина).  На ней неизвестным западноевропейским художником запечатлен Курхаус (Курортный дом) – самая известная достопримечательность Баден-Бадена (Германия). В 1824 году в его основном здании, построенном по проекту архитектора Фридриха Вайнбреннера, открылось знаменитое казино, в котором впоследствии бывали Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и почти вся русская и европейская аристократия XIX  века. Курортный дом был также одним из центров культурной жизни Баден-Бадена. Здесь проходили балы и концерты, выступали Паганини, Клара Шуман, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Франц Лист и многие другие европейские знаменитости. 

Экспонатом «первого ряда» в коллекции Музея И.С. Тургенева станет серебряная, гравированная «охотничья» стопка писателя. Мемориальный предмет поступил в дар музею от Б.А. Диодорова, народного художника России. По легенде владельца, эта стопка принадлежала  И.С. Тургеневу и была подарена писателем своему приятелю по охоте. Тот, в свою очередь, передал ее в знак благодарности за спасенную жизнь знаменитому онкохирургу В.И. Захарову, в семье которого она  и хранилась долгое время. Из рук внучки врача, известной оперной певицы Ирины Потапенко, тургеневская реликвия перешла к художнику Б.А. Диодорову, а в этом году пополнила собрание музея.

Выставка нынешнего года представит публике большой раздел предметов декоративно-прикладного искусства и быта XIX века – веера, керамика, чернильные и осветительные приборы, мебель. Особое внимание хочется обратить на то, что многим из них возвращена жизнь благодаря искусству реставраторов музея. Так, мастером по металлу Николаем Фроловым был восстановлен интересный настольный бронзовый фонарь с кобальтовым стеклом XVIII века, созданный русскими мастерами.  А опытный реставратор по дереву Владимир Киреев вернул первозданный вид  образцам мебели XIX века, украшавшим интерьеры дворянских гостиных в пушкинскую эпоху.

Из представленных на выставке даров музею, еще один заслуживает того, чтобы задержаться у витрины. Наследник собрания художников Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина, давний друг и даритель музея А.Г. Шелудченко передал рукописный архив из личной переписки художников и 11 предметов прикладного искусства XIX века из коллекции художницы – праздничные головные уборы зажиточных крестьянок   XVII-XIX вв. Расшитые золотными и серебряными нитями, украшенные позументом, цветным бисером, металлическими накладками и стеклом кокошники широко бытовали на территории проживания великороссов – в Нижегородской, Олонецкой  и Вологодской губерниях. 

И, конечно, огромной ценностью для мемориального собрания художников, которое хранит музей, стала их личная переписка:  53 письма Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина 1931-1933 годов. В них раскрывается история отношений и переживаний двух любящих, ярких творческих людей.

Самым же крупным и необычным экспонатом выставки станет…  скульптура А.С. Пушкина.  Бронзовое изваяние поэта в человеческий рост,  работы известного  скульптора Лазаря Гадаева, было передано в собрание музея этим летом.  В 1999 г., в год 200-летия со дня рождения Пушкина, скульптура  была установлена по инициативе журнала «"Наше наследие» в саду дома (1Неопалимовский пер.), в котором располагается  редакция журнала.  

По словам знаменитого  художника-мультипликатора Юрия Норштейна: «Лазарь Гадаев воспользовался знаменитым пушкинским автопортретом, где поэт изобразил себя в широком кафтане, в мешковатых панталонах. Не журнальный, прописанный на Невском денди, не подольстивший себе гений, а обычный прохожий! А для работы над лицом скульптуры автор использовал последний прижизненный портрет А.С. Пушкина художника Линева – почти документальное свидетельство драмы поэта…».  По завершении выставки скульптура украсит сад «Дома-музея В.Л. Пушкина» на Старой Басманной, 36.

Новые экспонаты собрания Государственного музея А.С. Пушкина можно будет увидеть на выставке, которая продлится до 4 октября 2020 г.