Новости культуры российских регионов
14 октября 2019
Москва

Осенний вернисаж

Выставки в Музее А. А. Бахрушина
Фото Марии Макаровой

Музей им. А.А. Бахрушина синхронно с театральными коллективами открывает сезон: две интереснейшие выставки напоминают, что в России продолжается Год Театра.

Холодной московской осенью Бахрушинский музей согревает теплом. Здесь прошли сразу две выставки: экспозиция «Черно-белый театр», приуроченная к 70-летию выдающегося сценографа Степана Зограбяна, и выставка экслибрисов с говорящим названием «Как хорошо, что есть театр!» в Доме-музее Марии Ермоловой.

Степан Арамович Зограбян – главный художник Ростовского государственного музыкального театра, лауреат престижных международных и отечественных премий, среди которых – выставка «Пражская Квадриеннале»-2007 и «Золотая маска» в 1999 году. В его творческом багаже – более 200 постановок в нашей стране и за рубежом, сотрудничество с лучшими режиссерами и балетмейстерами. Мастер – желанный гость Бахрушинского музея, постоянный участник экспозиций, а многие его произведения хранятся в фонде учреждения (равно как и других музеях России, а также частных российских и западных коллекциях).

В небольшом пространстве зала, с двух сторон затянутом черной тканью, было представлено около 80 графических работ, выполненных в разных техниках, – тут и тушь, и черная и белая гуашь, тушь-перо, итальянский карандаш. Это емкое художественное высказывание, виртуозно подобранное по количеству экспонатов и их развеске. Внимание к фактуре, богатая фантазия, воплощенная точно и лаконично, умение создать максимум минимальными средствами и превратить монохром в звучащую палитру отличают рисунки и монотипии Степана Зограбяна. Они разделены по 10 тематическим сериям: «Драма. Персонажи», «Опера. Персонажи», «Балет «1001 ночь», «Мольер. Куклы», «Кумиры ХХ века», «Театр Зимы», «Классики. Фото, Ч/Б», «Корабли-фантомы», «Рим. Венеция», «Ч/Б сюжеты». Отсутствие перегородок между ними позволяет воспринимать экспозицию как цельную и неделимую. В ней проявляется любовь юбиляра к театру, понимание сценичности, талант превращать литературные образы в визуальные.   

Персонажи балетов и опер оживают в графике Степана Зограбяна. Вдохновенно простирает руку Жанна Д’Арк, отворачивает точеное лицо Шамаханская царица, словно застывают в воздухе герои «1001 ночи». Горестный Лир тянется к Корделии, бредет сквозь снежный вихрь Вальсингам… Весомую часть выставки составляют портреты, на которых интересно и тонко представлены литературные персоналии – Чехов, Пушкин, Тургенев и другие классики, артисты, художники, композиторы. Образы «Пира во время чумы» сопрягаются с портретом своего создателя, а великие творцы театра и искусства – Стравинский, Нуреев, Чаплин – словно вступают в диалог с рисунками, изображающими ту фантазийную действительность, которая становится единственно реальной на подмостках.

Степан Арамович – мастер того замечательного театрального поколения, что шло вслед за великими – Валерием Левенталем, Давидом Боровским, Владимиром Серебровским. Высочайшая художественная культура прошлого соприкасается с настоящим, где бал правит минимализм. Тем актуальнее выставка Зограбяна, представляющая театр аскетично, но емко – в черно-белой гамме, подразумевающей множество оттенков. Талант раскрыть образ в буквально нескольких штрихах в полной мере присущ юбиляру. Потому и так завораживают фантазийные росчерки, в которых ассоциативно угадываются знакомые персонажи. Летящая в танце-вихре Майя Плисецкая, напряженно-одухотворенный Всеволод Мейерхольд, веселые герои Мольера – все они рассказывают не только свою историю, но и историю своего создателя, вдохновлявшегося их искусством. В стильном пространстве Каретного сарая они словно бы выходят на сцену, приглашая зрителя на спектакль, длящийся бесконечно.

Выставка «Как хорошо, что есть театр!» тоже знакомит посетителей с графикой, но на этот раз куда меньшего размера. В двух залах Дома-музея М.Н. Ермоловой представлены книжные знаки – работы художников из России, Беларуси, Израиля, Казахстана, Польши, Украины, принимавших участие в тематическом конкурсе. Проект проводился совместно с Музеем экслибриса и миниатюрной книги Международного союза книголюбов, регулярно устраивающим подобные мероприятия с целью привлечения внимания к искусству экслибриса. На экспозиции можно было увидеть также произведения известных отечественных мастеров. Главным популяризатором и энтузиастом в создании и собирании штампов, удостоверяющих владельца книги, в нашей стране был народный артист СССР Борис Михайлович Тенин, чье наследие должен изучить каждый начинающий график.

В Год Театра выставка, посвященная театральному экслибрису, особенно актуальна. Тем символичней, что это первая встреча Дома-музея М.Н. Ермоловой с творчеством мастеров книжного знака. На нескольких стендах представлена графика советского периода, выполненная для знаменитых библиофилов-артистов, в том числе и произведения Бориса Тенина. «Пушкиниана» Ивана Козловского говорит о неиссякаемой любви великого тенора к великому поэту (автор – Андрей Батенко). Лукавый чертик так же точно характеризует своего владельца – Валентина Гафта, как киношный рупор – Эльдара Рязанова (оба знака созданы Сергеем Парфеновым). На экслибрисах Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, выполненных Олегом Коняшиным, очаровательная пара ведет веселый танец.

Но большую часть экспозиции представляют конкурсные работы, созданные в основном в ближайшие годы. Сравнивая штампы маститых художников и молодежи, зритель сразу же замечает разницу: не в мастерстве, а в самом подходе к экслибрису. Сегодня он перестает быть только книжным знаком, используемым в утилитарных целях, а превращается в полноценное произведение, выполняемое для выставок и международных конгрессов. Поэтому графика молодых конкурсантов – часто солидных размеров и похожа скорее на открытку, нежели то, что первоначально понималось под названием «ex libris». Тем не менее, среди экспонатов выставки немало интересных образцов, исполненных со вниманием к сути личной печати, долженствующей удостоверять владельца.

Победителем конкурса стала известная художница из Санкт-Петербурга Нина Казимова: в ее тонких изящных работах воплотились и безусловное мастерство, и понимание характера библиофила, для кого создается книжный знак, и проникновение в суть великого явления – Театр. Выполненные в технике офорта и акватинты, ее экслибрисы с изображениями Прокофьева, Моцарта, Шостаковича, масок, арлекинов, балерин и великолепных виньеток служат не только штампом для книг, но и их украшением. Среди лучших жюри также отметило произведения многих мастеров (в том числе и молодых), большинство из которых представляют Россию. Их графика позволяет утверждать, что искусство экслибриса, пусть и видоизменяясь, все же не прерывается. Оно будет существовать до тех пор, пока не исчезнут печатные книги. Хочется верить – вечно.

Дарья СЕМЁНОВА