Новости культуры российских регионов
23 сентября 2019
Москва

Almaty Film Festival: кино как бизнес и как искусство

В Казахстане прошёл II Almaty Film Festival
Фото с сайта brod.kz

Впервые международный кинофестиваль в Алматы состоялся в сентябре 2018 года. Он был организован Astana Film Fund в рамках Дня города по инициативе акимата Алматы. Первый фестиваль был чрезвычайно успешным, с самого начала была задана очень высокая планка. И, конечно, перед организаторами киносмотра стояла весьма непростая задача – не просто удержать заданную высоту, но и постараться сделать фест ещё более насыщенным и интересным. Забегая вперёд, отмечу, что им это удалось с лихвой. И кинопрограмма, и деловая часть фестиваля отвечали самым высоким требованиям подобных мероприятий. Но обо всём по порядку.

         Копродукция как главный тренд

         Фестиваль проходил под девизом «Сближение культур». Конкурсная программа состояла из фильмов, созданных в копродукции с разными странами. И, судя по представленным фильмам, можно с уверенностью сказать, что копродукция на данный момент – один основных трендов киноиндустрии. В международном кинематографическом сотрудничестве создаются по-настоящему интересные, глубокие, сильные фильмы. Без политики, вне каких-то сиюминутных политических реалий. Важно одно, стираются границы, и люди, вне зависимости от национальности и места проживания хотят говорить о главном, делиться проблемами, мыслями и чувствами.

         Хочется рукоплескать программному директору фестиваля Елене Ларионовой за чёткий, сильный, максимально выверенный отбор конкурсных фильмов.

Сейчас алматинский фестиваль ещё не борется за право «первой ночи», нет обязательного условия ставить в конкурс лишь абсолютные премьеры, поэтому в программе встречались картины уже отмеченные на других международных фестивалях. Например, картина палестинского режиссёра Элиа Сулеймана «Должно быть это рай» получила на Каннском кинофестивале Спецприз жюри и Приз ФИПРЕССИ. В Алматы картина была также удостоена специального приза жюри. Фильм создан в сотрудничестве шести стран. Это Франция, Катар, Германия, Канада, Турция, Палестина. Это невероятно красивое, мудрое, тонкое, остроумное, ироничное кино. Элиа Сулейман играет в фильме сам себя, режиссёра и одновременно созерцателя. Иногда хорошо быть просто созерцателем, позволяя жизни течь вокруг тебя, идти своим чередом, обволакивая событиями, нюансами, смешными и не очень моментами, а ты вроде бы находишься внутри нее, и в то же время наблюдаешь за всем со стороны, запоминая и откладывая особо оригинальные ситуации в копилку своей памяти. Потом обязательно пригодятся. Из Палестины мы переносимся в Париж, затем в Америку, потом обратно в Палестину. И везде нас ждут волшебные, необычайные по красоте зарисовки с участием режиссёра, который с одной стороны находится в центре событий, а с другой – вне их, что позволяет ему отмечать интересные, занятные детали. В картине почти нет слов, но зато много музыки, передающей настроение.

Картина «Вдох – Выдох» режиссёра Дито Цинцадзе – копродукция Грузии, России и Швеции. Ирине 37 лет, она возвращается из тюрьмы (за что она сидела, так толком и не объясняется, но явно не за особо тяжкое преступление). Сколько она там пробыла, тоже непонятно, но не год и не два. Возвращается вроде бы домой, в семью, где муж, двое детей, свекровь, родственники мужа. А на самом деле - в пустоту, ибо она уже всем чужая. И сломать эту стену, этот барьер ей никак не удается. Потому что она-то этого хочет, а они, видимо, нет. И единственный, кто относится к ней с теплом и пониманием, это сын ее подруги по тюрьме, мальчик, которому так же, как и ей, неуютно в этом мире, он (мир) его не принимает.

В главной роли - прекрасная Саломе Демурия, её отличную работу отметило жюри, присудив приз за лучшую женскую роль.

«Олег» - это копродукция Латвии, Литвы, Бельгии и Франции. Режиссер Юрис Курсиетис. Речь идет о парне Олеге, мяснике из Литвы, который едет на заработки в Брюссель. Но не везет ему просто капитально, попадает в неприятные истории, и в конечном итоге становится чуть ли не рабом психованного польского бандита Анджея. Жюри поступило крайне мудро, наградив в номинации «Лучший актёр» сразу двух актёров из этой картины – главного героя Валентина Новопольского (он сыграл Олега) и исполнителя роли Анджея, польского артиста Давида Огродника. Что интересно, у себя на родине он играет исключительно в комедиях и детских сказках. Копродукционный проект раскрыл его новый потенциал.

В прошлом году на фестивале в Алматы свой фильм представлял знаменитый корейский режиссёр Ким Ки-Дук. В нынешнем конкурсе была его новая картина «Растворяться». Совместное производство Казахстана и Кореи. Фильм снимался в Алматы. И это сотрудничество родилось как раз в прошлом году, в рамках фестиваля. Киносмотр уже начал успешно выполнять свою миссию сближения культур. Ким Ки-Дук рассказал, что когда ушли из жизни его родители, он решил, что не будет больше оставаться в Корее, а станет ездить по миру и снимать в кино. В 2017 году умерла его мама. Отдав ей последние почести, режиссёр покинул Корею, и так началась его киногеография. После Казахстана он уже снял фильм в Киргизии, который почти готов.

Гран-при фестиваля получила картина режиссёра Марко Скопа «Да будет свет» (Словакия, Чехия). Герой картины, 40-летний Милан работает на стройке в Германии, чтобы зарабатывать деньги и обеспечивать семью. На Рождество он возвращается домой в Словакию, где его ждут жена и трое детей. А также – различные проблемы, многие из которых надо решать незамедлительно, ведь речь идёт об угрозе жизни его детей. В городке, где они живут, действует страшная военизированная молодёжная группировка, куда уже поневоле были вовлечены его сыновья.

         Жюри фестиваля возглавлял режиссёр Хью Хадсон (Великобритания). Также в жюри входили актриса Самал Еслямова (Казахстан), продюсер Наталья Иванова (Россия), продюсер Антонио Коста Валенте (Португалия), директор Токийского международного кинофестиваля Такео Хисаматсу (Япония).

         Кино вне конкурса

         Интересна была также и внеконкурсная программа фестиваля, состоящая из нескольких блоков. В сотрудничество с ЮНЕСКО демонстрировались фильмы в разделе «Женщины в кино». Интересный взгляд на различные аспекты женской жизни. И главное, именно женский взгляд. В программу входили документальные картины, созданные женщинами-режиссёрами из разных стран.

         Программа «Семейное кино» была сделана в сотрудничестве с Европейской ассоциацией детского кино (ECFA), в которую Almaty Film Festival вступил в этом году как единственный член от Казахстана.

         Также вне конкурса были показаны новые картины, снятые казахстанскими кинематографистами. В рамках фестиваля состоялось вручение премии Alatau Film Awards. Были награждены казахстанские коммерческие фильмы, имевшие наибольший успех у зрителей. Здорово, что в дни фестиваля эти картины смогли посмотреть иностранные гости, участники алматинского киносмотра.

         В ближайшее время в прокат в Казахстане выходит большая историческая картина «Томирис», режиссёром которой является президент Almaty Film Festival Акан Сатаев.

         Также в рамках фестиваля вот уже второй год проходил питчинг сценариев, в котором принимали участие авторы со всего Казахстана.

         Кое-что о зрителях

         Никак нельзя обойти вниманием казахстанских зрителей. Они проявили просто огромный интерес к фестивалю, залы на всех показах были не то что полны, случался просто настоящий переаншлаг. Некоторым приходилось смотреть кино на ступеньках. При этом практически никто не опаздывал на сеансы, приходили заранее. Во время фильмов тоже почти никто не уходил. Честно признаюсь, такое я, пожалуй, встретила впервые.

         Также хочется отметить удивительную чёткость службы фестивального кинопоказа, все сеансы начинались вовремя, минута в минуту. То же самое можно сказать не только о сеансах, но и о других мероприятиях фестиваля.

         Делу время

         Важной составляющей Almaty Film Festival являлась его деловая программа. Руководитель бизнес-форума фестиваля – программный директор Российского кинорынка, букер независимых кинотеатров и киносети «Киногалактика» (Россия) Екатерина Бордачёва пригласила интересных спикеров и диалоги получились весьма полезные для всех участников мероприятий. В рамках фестиваля прошло несколько серьёзных круглых столов, таких как «Маркетинг в кино», «Работа с инвестиционными фондами», «Стриминговые онлайн платформы», «Кинотеатральный бизнес», «Женщины в кино», «Роль креативных киноиндустрий и кинокомиссий в развитии города». Среди российских спикеров были - генеральный директор Universal Pictures Russia Вадим Иванов; генеральный директор MEGOGO в России Виктор Чеканов; заместитель исполнительного директора Фонда кино Фёдор Соснов; президент дистрибьюторской компании «Планета Информ» Дмитрий Литвинов; заместитель исполнительного директора «КИНОПРАЙМ» Вадим Потапов. В дискуссиях также принимали участие международные деятели киноиндустрии. Артистичность и живость деловым мероприятиям придавал модератор дискуссий, казахстанский режиссёр Ермек Шинарбаев.

         Вместо эпилога

         Одна из основных целей алматинского фестиваля – развитие киноиндустрии Казахстана и представление страны, и, в частности, её культурной столицы – Алматы – как развитого туристического центра Центрально-Азиатского региона, а также превосходной локации для съёмок фильмов кинематографистам всего мира. Миссия невероятно благая, и, что самое главное, она вполне выполнима. Яркий тому пример – история с производством картины Ким Ки-Дука. Для гостей были организованы интереснейшие экскурсии, знакомящие с уникальной природой и историей города.

         Фестиваль проходил всего второй раз, но как по секрету призналась мне член жюри Наталья Иванова, у неё создалось впечатление, что это уже, по крайней мере, двенадцатый фестиваль. Не могу с ней не согласиться, потому что сама была свидетельницей того, насколько слаженно, чётко и точно всю неделю работал фестивальный механизм.

         В ближайшее время начнётся подготовка уже к третьему Almaty Film Festival. И искренне, от всей души хочется пожелать ему удачи и дальнейшего процветания!

         Александра ИВАНОВА, Алматы (Казахстан) – Москва (Россия)