Новости культуры российских регионов
5 ноября 2018
Москва

Мольер без парика

Премьера в Театре Армена Джигарханяна

В 1929 году Михаил Булгаков написал пьесу «Кабала святош». Формально – о судьбе актёра и драматурга Жана-Батиста Поклена, известного под именем Мольер. А по сути – о трагической судьбе творческого человека. А судьбы эти, увы, похожи, во все времена. Есть нюансы, но противостояние художника и толпы, взаимоотношение с властью остаются практически неизменными. В этом смысле (впрочем, как и во многих других) человечество не умнеет и не учится на своих ошибках.

         У пьесы этой одновременно счастливая и несчастная судьба. 16 февраля 1936 года состоялась премьера спектакля «Кабала святош» в Московском Художественном театре. Но после семи представлений, прошедших, надо сказать, с большим успехом, постановка была снята с репертуара. Уж слишком много опасных и нежелательных для власти аналогий там было. Но зато, начиная с 1966 года, пьеса триумфально шествует по театрам страны, к ней постоянно обращаются всё новые и новые режиссёры, черпая оттуда бездонный материал для сценических размышлений, для диалога со зрителем.

         Режиссёр спектакля «Мольер» в Театре под руководством Армена Джигарханяна Сергей Виноградов признался, что хотел уйти от «некой кукольности, избежать музейности времён Мольера». Поэтому в спектакле нет традиционных париков, платьев с кринолинами и каких-то иных примет того времени. Сценография предельно лаконична (художник-постановщик Кирилл Данилов), она не отвлекает от действия и в то же время органично его дополняет. По словам режиссёра, действие происходит в условных 30-х годах 20-го века, и это даёт основание полагать, что речь в большей степени идёт о самом Булгакове, нежели чем о Мольере. Впрочем, нет и примет 30-х годов, на сцене полнейшее безвременье, что закономерно, ибо история вечна. Вот только король Людовик (Анатолий Морозов) чуть-чуть смахивает на Сталина. Но это сходство, к счастью, не педалируется, даётся лишь лёгким штрихом, намёком.

         Мольер здесь (в этой роли Алексей Анненков) – усталый, не совсем здоровый человек, запутавшийся как в личной жизни, так и в общественной. Приходящий к пониманию того, что заигрывание с властью, желание угодить, несовместимо с кодексом настоящего художника. Между двух стульев усидеть невозможно. Разумеется, если у тебя есть настоящий талант и оголённая совесть. Либо ты придворный льстец и пишешь хвалебные оды, либо ты повинуешься зову своего дара и создаёшь то, за что тебя в лучшем случае по головке не погладят. О том, что бывает в худших случаях, мы все с вами прекрасно знаем. Что же касается личной жизни Мольера, то это лишь «приправа к основному блюду», для врагов драматурга – это лишняя возможность побольней его укусить, зацепка для преследования; для толпы – повод посудачить. Не сомневаюсь, что сейчас мольеровская история с кровосмесительством (кстати, так и не доказанная) была бы отличным поводом для жарких дискуссий в каких-нибудь телевизионных ток-шоу.

         «Мольер» в Театре Джигарханяна спектакль выдержанный, в меру строгий, в меру фривольный, а в целом вполне достойный. Во всяком случае, думается, он займёт своё место в ряду других постановок этой пьесы, и место это далеко не последнее.  

         Александра ИВАНОВА