Новости культуры российских регионов
13 апреля 2018
Москва

Провинциальные танцы на «Золотой маске»

15 апреля станут известны лауреаты «Золотой маски»
Фото Глеба Махнева

Близится к финалу ежегодный театральный марафон – фестиваль «Золотая маска-2018». 15 апреля на Новой сцене Большого театра будут названы лауреаты этого смотра,  лучшие  спектакли, их создатели и исполнители  сезона 2016-2017 годов.

И сразу же после этой торжественной церемонии начнется  подготовка  программы «Золотой маски» следующего года. Объем  работы колоссальный. Например,  чтобы сформировать список номинантов национальной театральной премии в этом году, эксперты драматического театра и театра кукол посмотрели в театрах и на видео 555 спектаклей, а эксперты музыкального театра – 277 спектаклей в обеих столицах и более чем в ста городах страны. Так что, оказаться в числе номинантов – уже победа для любого коллектива.

В номинации «Современный танец»  всего  семь спектаклей. По одному из Москвы и Санкт-Петербурга, пять из провинции. Но их спектакли провинциальными никак не назовешь, хотя знаменитый не только в России, но и за рубежом коллектив из Екатеринбурга так и называется - «Провинциальные танцы». В репертуаре этого самобытного авангардного танцевального коллектива более 30 спектаклей, причем, уже четыре раза именно этот театр со своими оригинальными постановками становился обладателем главной театральной премии страны. На его спектакли во время фестиваля попасть непросто – столичные зрители их знают и любят. В этом году  «Провинциальные танцы» представили на фестивале свой новый спектакль с  интригующим названием «Имаго ловушка» в постановке хореографа Татьяны Багановой, художественного руководителя этого театра. Имаго в дословном переводе звучит как «образ». А вообще так называется одна из стадий в жизни насекомых, в которой они приобретают способность к размножению. Хореограф рассказала, что она отталкивалась от известной басни Крылова «Стрекоза и муравей». Но спектакль вовсе не о попрыгунье–стрекозе и трудяге муравье. Эта пластическая история сложных взаимоотношений насекомых, где есть место и любви, и соперничеству, и другим  вполне казалось бы человеческим чувствам. Но никаких аллюзий с миром людей. В спектакле всего лишь жизнь насекомых. И сделан этот спектакль столь виртуозно, что невольно вспомнишь знаменитые документальные фильмы ВВС о жизни невидимых миру мельчайших обитателей нашей планеты. На постановку ушло более двух лет - зато и получился маленький шедевр,  с потрясающе подобранной  практически психоделической музыкой. То это капли воды, то какие-то  едва уловимые шумы, словно трепет крошечных крыльев (саунд-дизайнер Валерий Васюков). Мастерство исполнителей выше всяческих похвал, равно как и удачно выбранное световое решение. Ты словно наблюдаешь в полумраке  реальную жизнь насекомых в подвале какого-нибудь промышленного объекта. Так что нельзя не согласиться с утверждением профессионалов, что артисты этого театра по умению двигаться на сегодняшний день лучшая современная труппа страны.

Еще один впечатляющий спектакль в этой категории – «Шелк», который поставил итальянский хореограф Риккардо Бускарини в Челябинском театре современного танца. Хореограф  сначала провел в Челябинске театральную лабораторию, потом некоторое время знакомился с танцовщиками, и лишь  после этого решился на постановку. Какой-то конкретной идеи у спектакля «Шелк» нет — это абстрактная постановка, где десять танцовщиков действуют практически неразрывно, а само действие -   танец по кругу, напоминающее пушистый, легчайший  снежный ком.  Риккардо Бускарини признался,  что именно путешествие по заснеженной России натолкнуло его на мысль создать такой спектакль. «Шелк»- это не реальная действенная история, это атмосфера, -  рассказал  хореограф.- Когда я ехал на поезде через Сибирь, белый пейзаж меня заворожил. Снег, время, мысли, воспоминания завораживают и окутывают человека словно мягкий нежный шелк».

Спектакли Театра современного танца из Челябинска  номинированы на «Золотую маску» в 15-й раз, дважды уже становились лауреатами.

Эвелина ГУРЕЦКАЯ