Новости культуры российских регионов
18 апреля 2017
Москва

«Дуэлянту» вручили «Белый квадрат»

Лауреатов премии Гильдии кинооператоров СК России назвали в «Гоголь-центре»
Лауреат премии "Белый квадрат" Максим Осадчий

XIII торжественная церемония вручения премии киноизобразительного искусства «Белый квадрат» собрала в холодный апрельский вечер самых «жарких» людей в кино – операторов. Их профессиональное сообщество в нашем кинематографическом цеху считается мерилом всяческой добродетели, они занимают особое место и в сердцах тех, кто почитает искусство кино. Достойно и стильно выглядит и церемония награждения премией «Белый квадрат», а она проводится с 2004 года. Арт-директор Алексей Агранович постарался и на этот раз придумать элегантное сценическое решение, традиционно лаконичное и со своим узнаваемым почерком. Это, пожалуй, единственный день в году, когда операторы сами находятся в кадре. Говорить много они, как известно, не любят, а вот искренне порадоваться за коллегу умеют. Равно как и умеют ценить мэтров, и ушедших и живых.

И в этот раз начали с подборки кадров разных лет, «прописанных» в учебниках по истории кино. Люди ушли, а кинопленка сохранила их мастерство, запечатлела магию. На экране под «Звуки тишины» (живой оркестр отлично работал весь вечер на сцене «Гоголь-центра») Саймона и Гарфанкела «оживали» эпизоды из «Волги-Волги» и «Веселых ребят» (оператор Владимир Нильсен, погибший в 1938-м), из творчества великого Леонида Калашникова («Агония», «Сталкер», «Сто дней после детства»), Валерия Федосова («Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать дней без войны») и многих-многих других.

А жюри во главе с оператором Юрием Райским предстояло выбрать из пятерки номинантов «Белого квадрата» автора лучшей операторской работы по итогам года. Так получилось, что список из пяти названий фильмов на сей раз был удивительно лапидарным, все названия из одного слова состояли: «Викинг» (оператор Игорь Гринякин), «Контрибуция» (оператор Сергей Мачильский), «Ученик» (оператор Владислав Опельянц), «Дуэлянт» (оператор Максим Осадчий) и «Рай» (оператор Александр Симонов). Победителем в итоге стал Максим Осадчий, за визуальный ряд «Дуэлянта» уже отмеченный раньше на «Нике» и «Золотом орле». В фильмографии Осадчего больше тридцати работ, он сотрудничал с Иваном Дыховичным, с Федором Бондарчуком, с Гришей Константинопольским, с Дуней Смирновой, неоднократно был номинирован на «Белый квадрат», но впервые лауреатом стал за «9-ю роту». Принимая награду, Максим Осадчий отметил, что у нас «сильнейшая операторская школа в мире, и она все больше и больше развивается. Для меня это большая честь продолжать традицию наших мастеров и учителей, быть в ряду тех, кто делает сейчас кино!». А еще лауреат вспомнил, как впервые оказался во ВГИКе в 11-летнем возрасте (благодаря сестре, режиссеру Елене Николаевой), посмотрел тогда же «Солярис» и навсегда был пленен искусством кино, в частности, работой легендарного Вадима Юсова. «Тогда мне этот мир казался далеким-недостижимым», - признался Осадчий.

Премия «За вклад в операторское искусство» имени Сергея Урусевского в этом году вручена Геннадию Карюку. Геннадий Васильевич в феврале отметил 80-летие. В фильмографии его – под шестьдесят картин. Всего полтора года назад вышел на экраны снятый им для Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», за эту работу мэтра наградили «Никой». А дебютировал Геннадий Карюк в кино в далеком 1967-м на «Коротких встречах» Киры Муратовой, с которой потом работал неоднократно (десять фильмов на их счету). А еще сотрудничество с Хуциевым, Данелия, Прошкиным (четыре совместных фильма, премия «Белый квадрат» за драму «Искупление»). Человек-легенда, неутомимый, глубокий, особенный. Недаром же вышедший вручать премию Александр Анатольевич Прошкин так говорил, обращаясь к Карюку: «Вы чудесный, вы теплый, вы мощный, вы рождены быть поэтом. Но Господь Бог решил поэкспериментировать и дал вам в руки камеру. Первые фильмы Киры Муратовой волшебны и благодаря вашей камере». Зал приветствовал признанного мастера Геннадия Карюка стоя.

Другой спецприз, «Операторское признание», вручили Анатолию Кокушу, известному киноинженеру, обладателю двух «технических» «Оскаров».

На одной из прежних церемоний «Белого квадрата» Игорь Золотовицкий, бывший тогда ведущим церемонии, сказал, что, мол, мы, актеры, завидуем операторскому братству. Очевидно, что приобщиться к этому особому миру хотят многие. И друзья операторской премии (актеры, режиссеры, сценаристы, продюсеры, журналисты) тут присутствовали, и в стенах «Гоголь-центра» было тепло и уютно. Юлия Высоцкая в эффектной юбке-колокол, Александр Лазарев с красавицей-дочкой Полиной (оба в черно-белой гамме, согласно дресс-коду «Белого квадрата»), Екатерина Волкова, Александр Роднянский, Юлия Ауг, Игорь Петренко с женой, Анна и Артем Михалковы, конечно, Кирилл Серебренников. Праздничная атмосфера сложилась, и снова порадовал «Белый квадрат» безусловностью класса профессии, с которой и начинался кинематограф.

Оксана ГАВРЮШЕНКО