Новости культуры российских регионов
14 марта 2017
Урал

Кинопутешествие в Ханты-Мансийске

В Ханты-Мансийске прошёл фестиваль кинодебютов «Дух огня»

В Ханты-Мансийске прошёл 15-й международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Как сказал президент кинофестиваля «Дух огня», режиссёр Сергей Соловьёв:  «15 лет – это еще не 150, чтобы надувать щеки. Но нельзя не признать, что «Дух огня» знают и высоко оценивают профессионалы во всем мире, и многие наши ребята, которые здесь были дебютантами, теперь заняли ведущие позиции в мировом кино».

         Немного официоза

         Как отметила губернатор ХМАО Наталья Комарова: «За эти 15 лет наш регион стал киноиндустриальным, выросла обеспеченность кинотеатрами и практически каждый житель автономного округа посещает кинозал. Наш Центр одарёных детей в Ханты-Мансийске, которому в этом году исполняется 20 лет, фестивальная площадка, оснащённая новейшим оборудованием, она адаптирована для слабовидящих и слабослышащих детей. Это очень важная составляющая и мы её культивируем».

         Немного сухой статистики: с 3 по 9 марта на 9 киноплощадках кинофестиваля в Ханты-Мансийске состоялось 243 публичных киносеанса и 21 мероприятие, которые посетили 36,8 тыс. зрителей. В период работы кинофорума состоялось 49 творческих встреч и презентаций кинопроектов, 2 дискуссии по вопросам развития киносотрудничества стран БРИКС и социальных кинофестивалей, 2 выставочных проекта, 4 театральных и концертных программы, 3 мастер-класса, обширная этнокультурная программа. Что и говорить, информация впечатляет. Но главное, что за этими отчётными сводками стоят действительно интересные события, которые не оставили равнодушными жителей Югры. На всех киносеансах залы были заполнены, люди оставались и после просмотра, чтобы задать вопросы представителям картин. Практически все фильмы представляли участники съёмочных групп.

         «Нынешний фестиваль показал всю многогранную палитру мирового кино, - отметила на церемонии закрытия губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Югры Наталья Комарова. – Уверена, что мы сохраним «Дух огня», и он будет гореть еще ярче, добрее и светлее, привлекая к нам все новых звезд кинематографа».

         Киновосторги фестиваля

         «Дух огня» всегда был силен своей международной конкурсной программой, в чем несомненная заслуга его отборщиков. Долгое время программным директором фестиваля был Андрей Плахов, потом его ненадолго заменил Петр Шепотинник. Свое 15-летие «Дух огня» встретил с новым программным директором, которым стал молодой кинокритик Борис Нелепо. Стоит отметить, что он достойно «подхватил знамя» у своих старших коллег и конкурс, собранный Борисом, достоин всяческих похвал. Программа была действительно сильная и интересная.

         «На фестивале не должно быть случайных фильмов, все они перекликаются и создают фестивальную полифонию, - отметил Борис Нелепо. - У нас настолько широкая география программы, что, в сущности, мы предлагаем зрителю за эти несколько дней фестиваля совершить кругосветное путешествие, побывав на самых разных континентах и в самых разных политических и исторических условиях».

         Кругосветное кинопутешествие получилось познавательным и широкоохватным. Франция, Египет, Нигерия, Польша, США, Камбоджа – вот далеко не полный список стран, чьи фильмы были представлены на фестивале. С одной стороны – знакомство с чем-то необычным, с другой – узнавемые ситуации и судьбы, ибо людей во всём мире, неазависимо от их национальности и места проживания, в сущности, волнуют одни и те же вещи – любовь, дружба, благополучие своё и своих близких. Восемь картин в конкурсе, восемь дебютов. Но, честно говоря, если не знать, что это дебютные работы, можно было подумать, что фильмы (если и не все, то некоторые точно) сняты уже зрелыми мастерами, настолько они были глубоки и профессиональны.

         Road-movie «Дни Франции» представил на фестивале французский режиссер Жером Ребо. Это путешествие главного героя Пьера по городкам и отдаленным местечкам Франции, его побег от друга и одновременно возвращение к нему и к самому себе, встречи с разными людьми и характерами, мозаика человеческих отношений и судеб. Кино очень чувственное и красивое (оператор Сабин Ланслен).

         Поляк Ян П. Матушиньский экранизировал жизнь известного польского художника-сюрреалиста Здзислава Бексиньского, фильм «Последняя семья» основан на реальных событиях. Перед нами семейная сага, история угасания одной отдельно взятой семьи, которая и счастлива и несчастна была по-своему. Внешне все у Бексиньского складывалось неплохо: любимая жена, дело, которому он посвятил жизнь, и которое ему удавалось, его работы нашли признание не только на родине, но и за рубежом. До почтенного возраста дожили его мама и теща, с которой у него были прекрасные отношения. Но был и у Бексиньского свой «скелет в шкафу» - психически неуравновешенный сын, чьи нервные эскапады мы наблюдаем на протяжении всей картины. Но художник, несмотря ни на что, прожил свою жизнь достойно, и фильм о нем – это, по сути дела, рассказ о судьбе красивого и цельного человека. Есть вероятность, что фильм «Последняя семья» можно будет посмотреть в мае в Москве в рамках фестиваля польского кино «Висла».

         А вот герой американской картины «Недолгая остановка» (режиссер Тед Фендт), похоже, никаких целей и задач не имеет, живет себе, как придется. Режиссер называет свой фильм моральной историей в духе Эрика Ромера: «Можно сменить обстановку, но нельзя изменить самого себя». Молодой парень Майк болтается по разным квартирам, работает, где придется, он инертен и довольно скучен. Но практически так же инертно и скучно и его окружение: друзья неинтересны, девушки несимпатичны. И никто из них даже не пытается хоть как-то разорвать этот унылый и однообразный марафон своего существования. Ситуации происходят вроде бы и комедийные, но почему-то совсем не смешно, а скорей грустно. У Теда Фендта получилась история о вялой и никчемной жизни, героям которой можно только посочувствовать.

         Гораздо активнее ведут себя персонажи нигерийской картины «Зеленый, белый, зеленый (и все остальные великолепные цвета в моей мозаике безумия» (режжиссер Абба Т. Макама). Они недавно закончили школу, собираются продолжить образование, а пока подрабатывают, где могут. Одному из них в голову приходит шальная мысль – снять свое кино. Друзья радостно поддерживают идею. Сюжет они берут из книги знакомого профессора, который пишет об истории Нигерии. И кино действительно снимается, только благодаря энтузиазму юной компании единомышленников. Абба Т. Макама снял в чем-то наивный, но очень трогательный и обаятельный фильм о молодости и о мечте, которая инода имеет свойство сбываться.         

         Простые парни из камбоджийской деревни (герои фильма «Алмазный остров», Франция – Камбоджа – Германия – Катар – Тайланд) едут в столицу за заработками и лучшей жизнью. Попадают на стройку – строится жилой комплекс для богатых «Алмазный остров», - где, конечно же, самим строителям никогда не жить, но ведь никто не запрещает помечтать о прекрасном. Ведут себя ребята соответственно возрасту – влюбляются, встречаются с девушками, отмечают день Святого Валентина, обсуждают свои обычные «пацанские» дела. В принципе, подобную «гастарбайтерскую» историю легко перенести и на нашу, российскую почву. Правда, наверняка, в отечественном варианте сюда бы добавился и криминал. А вот французский режиссер Дэви Шу рассказал почти идиллическую историю, где даже, казалось бы, сомнительный тип, старший брат главного героя, явно ведущий не совсем честный образ жизни, выглядит не ужаснее какого-нибудь злодея из мультфильма. В то же время фильм лишен слащавости и смотрится почти как документальная зарисовка. Отдельного упоминания заслуживает и оператор картины Тома Фавель, визуально фильм очень красив.

         Тома Фавель сам присутствовал на фестивале в Ханты-Мансийске и представил еще один свой фильм во внеконкурсной программе. Это картина Адольфо Арьетта «Спящая красавица». Классик французского кинематографа, снявший когда-то продолжение «Орфея» с Жаном Маре, не снимал кино 26 лет. И вот после такого солидного перерыва он вернулся с совершенно очаровательной картиной, полусказкой, полупритчей, изящной, воздушной и нежной. Эта своебразная интерпретация сказки про «спящую красавицу» и про принца, который должен разбудить ее поцелуем, перенесенная в наши дни, оставляет изумительное послевкусие и восторг от соприкосновения с настоящим искусством. Что, собственно, и должно происходить на фестивале, слоган которого звучал так: «Фильм как искусство».  

 Александра ИВАНОВА, Ханты-Мансийск - Москва