Новости культуры российских регионов
29 декабря 2016
Москва

Самый знаменитый советский «курьер»

30 лет назад, 29 декабря 1986 года состоялась премьера фильма Карена Шахназарова «Курьер»

Картина имела оглушительный успех, заняла лидирующее место в советском прокате (ее посмотрели более 30 миллионов зрителей).  В 1987 году «Курьер» был назван «лучшим фильмом года» по опросу журнала «Советский экран». Герой картины – вчерашний выпускник школы Иван Мирошников – был самым настоящим героем того времени, бурного и непонятного времени конца 80-х. Но и по сей день картина смотрится свежо, шутки не устарели, да и темы, поднятые в ней, по сути дела, вечны. История взросления молодого человека, «юноши, обдумывающего житье», конфликт поколений, любовь, дружба – обо всем этом говорилось и будет говориться во все века.

         «Курьер» - третий фильм режиссера Карена Шахназарова. Снял он его по собственной повести, которая ранее была опубликована в журнале «Юность». Дебютировав в 1979 году кинокомедией «Добряки» с Георгием Бурковым в главной роли, Шахназаров заявил о себе, как о талантливом и оригинальном комедиографе. Успех закрепили две последующие картины – «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Причем, стало уже понятно, что комедийные моменты режиссер умело сочетает с трогательными лирическими и даже отчасти философскими темами. И «Курьер»  - это тоже не комедия в чистом виде, это мудрое и ироничное высказывание «о времени и о себе». Карену Георгиевичу на момент съемок фильма было 34 года, так что, отчасти он смотрел на героя своей истории несколько свысока, но с другой стороны, режиссер еще довольно молод и для Ивана он, скорей, старший брат, который может понять и простить, нежели строгий родитель, говорящий с ним на разных языках.

         Героя фильма Ивана Мирошникова кинокритик Денис Горелов описывает так: «Наш Билли-лжец, наш Том Джонс, наш Антуан Дуанель — первый в советском кино симпатичный неприсоединившийся конформист, расслабленный раб своего хотения и острого ума». Действительно, герой-то в картине какой-то негероический. В институт провалился, устроился на работу курьером, но и там постоянно попадает в какие-то нелепые ситуации, что не может радовать его начальника. Вроде бы влюбился в прекрасную блондинку, профессорскую дочку, но абсолютно легко с ней расстался. Все время что-то сочиняет, слова в простоте не скажет, заполняя анкету для приема на работу, пишет, что «родился в провинции Лангедок в 1668 году» и его отец «граф де Бриссак». Родная мама никак не может его понять, хотя и, разумеется, любит всей душой, и поет дуэтом с сыном хит тех лет «Трава у дома». Подобные раздолбаи либо на всю жизнь остаются такими же (что не совсем хорошо, ибо что мило и прелестно в 18, в 30-40-летних дядях начинает дико раздражать), либо, «переболев детскими болезнями», находят свой, верный путь. Что станет с «курьером» Иваном остаётся за кадром.  Но герой совершает в финале картины, пусть на первый взгляд, и нелепый, но довольно важный поступок. «Базин, у тебя есть мечта?» - спрашивает он у своего друга. « У меня мечта — пальто купить», - отвечает тот. Иван снимает свое пальто и отдает ему:  «Мне всё равно в армию скоро. Носи и мечтай о чём-нибудь великом».  

         Актера на главную роль искали довольно долго. Как-то раз Карен Шахназаров попросил оператора Николая Немоляева привести свою дочку Настю, чтобы она подыгрывала ребятам на пробах. В результате Анастасия Немоляева была утверждена на роль Кати, а затем привела своего одноклассника Федора Дунаевского, который идеально подошел на роль Ивана. Спустя годы Анастасия рассказала забавную историю. Когда её дочке было 14 лет, в её школе показали «Курьера». Дело дошло до сцены, когда Катя и Иван идут «делать ребенка». В этот момент весь класс повернулся к дочке актрисы с вопросом «тебя, что ли?».

         А Федор Дунаевский несколько лет назад загорелся идеей сделать продолжение «Курьера». Написал сценарий и пришел к Карену Шахназарову. «Я ему сказал «пожалуйста, снимай», но мне, честно говоря, сценарий не очень понравился, - рассказал Карен Георгиевич. - Там действие происходит спустя 20 лет, он возвращается, опять встречается с Катей. Я был не против того, чтобы он снимал, но он как-то с этой идеей завял. Он сам хотел снимать, он же режиссерский закончил. Сам я никогда ни ремейков, ни сиквелов не делал. И вообще я в своей жизни не видел ни одного продолжения, или ремейка, которые бы мне понравились. Если не считать повторных экранизаций, но это другое дело. «Идиот» Куросавы и «Идиот» Пырьева – это просто разные фильмы. Только автор один – Достоевский».

         Наверное, режиссер прав. Пусть уж лучше и Иван Мирошников, и Катя, и все остальные герои «Курьера» останутся такими же, какими были в 1986 году. Ну а мы в который раз с удовольствием посмотрим эту картину!  

  Александра ИВАНОВА