Новости культуры российских регионов
10 ноября 2016
Москва

Сахарный киносиропчик

В прокат вышел фильм Оксаны Карас «Хороший мальчик»
"Хороший мальчик" Семён Трескунов

С 10 ноября в нашем прокате дебютная картина режиссёра Оксаны Карас «Хороший мальчик». В июне этого года фильм получил Гран-при сочинского «Кинотавра», тем самым уже второй раз доказывая, что жюри этого кинофестиваля старается идти по бесконфликтному пути, награждая фильмы, лишенные политического и социального окраса. В прошлом году триумфатором «Кинотавра» стала милая картина Анны Меликян «Про любовь», в этом – сиропный «Хороший мальчик».

         В принципе, ругать «Хорошего мальчика» как-то и «язык не поворачивается» и «рука не поднимается». Думаешь. «ну что я. в конце концов, зануда, что ли, ворчать на такое славное, умильное кино,  нечернушное». Действительно, говоря об этом фильме, хочется применять такие эпитеты, как «добрый» и «позитивный». Неумолимо, правда, в голове вертится ещё один, уже нелестный для авторов фильма – «ненатуральный».

И вот в этом, думается, и заключается основная проблема картины.

         В ней всё ненатуральное, начиная от карикатурной семьи главного героя – 14-летнего Коли Смирнова – и заканчивая школой, учениками, и остальными персонажами этого полуфарса. Если бы это изначально было заявлено, как гротеск, комедия абсурда, возможно, всё это можно было бы, хоть и со скрипом, но принять. Но тут, как говорится, ничто не намекает на подобную ситуацию.   

         Итак, старшеклассник Коля живёт с полусумасшедшим папой, полуистеричной мамой и ничем не выдающимся старшим братом. Коля, как нам уже пояснили из названия, мальчик хороший, поэтому он старается всем помогать, поступать по совести. И если уж он берётся помогать, так его ничего не останавливает. И выручает он, надо сказать, по-крупному: директору своей школы, например, он помог выиграть в игровых автоматах огромную сумму денег. Впрочем, это не мешает парню вмешиваться в личную жизнь директора и совать нос в те взрослые дела, которые его не касаются. Ничто человеческое и подростковое Коле не чуждо, и он вполне охотно идёт на поводу у своих зарождающихся половых инстинктов, пытаясь сделать мучительный выбор между красивой учительницей английского языка и сексапильной десятиклассницей. А директор школы, с которым Колю связывает странная дружба, между тем,  является отцом десятиклассницы и любовником учительницы. А ещё, как выясняется по ходу дела, он когда-то учился в одном классе с Колиным папой. Вот так у них всё тесно переплетено.

         Кроме того, в истории так или иначе задействованы: маньяк, писающий на людей; хулиган, который держит в страхе всю школу; учитель-танцор, также влюблённый в учительницу английского; добрая, но глуповатая жена директора школы; школьный завуч, по совместительству преподающая школьникам танцы. Все эти персонажи рассыпаны по картине, как части пазла в коробке, и соединяться в единое целое упорно не хотят. Только вроде бы сложился один сюжет, как режиссёр вдруг неожиданно выкидывает некое странное коленце, опять перемешивает эти пазлы, вызывая у внимательных и добросовестных зрителей недоумение и кучу вопросов.

         Как сказал один из авторов сценария картины Михаил Местецкий: «Мы ориентировались на фильмы, в которых политического смысла ноль. Например, «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «Я шагаю по Москве», или «Курьер». Мы хотели сделать «Осенний марафон» для детей. Сон, сладкий сон, милое кино. Я не знаю, было ли творчество Данелии уходом в сладкий сон от проблем позднего «совка». Но этот сладкий сон – это то, где я хотел бы жить, в этом сладком сне фильмов Данелии». Собственно, и не придерёшься, желание в чём-то похвальное. Действительно, нам сейчас очень не хватает доброй теплоты фильмов Данелия, например. Но есть одна оговорка: в перечисленных выше фильмах может быть и нет «политического смысла» (хотя с какой стороны посмотреть), но в них в принципе есть смысл, и это здесь ключевое слово. Это внятно рассказанные, цельные истории, в отличие от «Хорошего мальчика», который воспринимается как набор более или менее удачных эпизодов.

         Единственно, что в этом фильме бесспорно хорошо, так это исполнитель главной роли Семён Трескунов. Он, как может, придаёт этой истории хоть какой-то смысл и достоверность. А вообще в картине заняты актёры прекрасные – Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Ирина Пегова. Александр Паль, Татьяна Догилева. Их персонажи – люди все сплошь эксцентричные, так что невольно задаёшься вопросом – и откуда столько эксцентрики на один квадратный метр?!

         В заключение можно добавить лишь одно: «Хороший мальчик» фильм абсолютно безобидный и отрицательных эмоций не вызывает. У сиропов ведь один недостаток – они слишком сладкие. Но с другой стороны – это уже дело вкуса.

 Александра ИВАНОВА