Новости культуры российских регионов
10 декабря 2013
Сибирь

Монотонный шелест формы

III Международный конкурс молодых композиторов завершился премьерным исполнением произведений-победителей.

«Вода и оливковое масло», «Шелест формы», «Между темными пейзажами», «Голубой Geai» и вообще не произносимое, состоящее из двух цифр и знаков - произведения с такими и подобными им названиями получили члены жюри III международного конкурса молодых композиторов имени Эдисона Денисова.

Кто есть кто, кому принадлежат пьесы, написанные для духового квинтета - опытные судьи не знали.  Вместо имени на обложке партитуры - девиз. Таковы условия конкурса. До того, как были подведены его итоги, музыкальные орбитры могли определенно сказать только одно: каждый из конкурсантов родился не раньше 1 сентября 1979 года. На возраст ограничения наложили те же условия конкурса. Как и на продолжительность звучания произведений - 6-10 минут и на выбор инструментов - флейта, гобой, кларнет, валторна и фагот. И еще одно строгое требование - допускались сочинения, не изданные издательствами, не исполнявшиеся публично и не получившие призов на других конкурсах. Из-за последнего условия один претендент на победу сошел с дистанции в последний момент - восемнадцатилетний Владимир Обухов стал победителем в другом конкурсе с тем же произведением. 

Московские композиторы Виктор Екимовский, Юрий Каспаров, Владимир Горлинский, Алексей Наджаров и французский органист, директор музыкального издательства «Le Chant  du  Monde» Эрве Дезарбр, возглавивший жюри в этом году, оценивали каждого из 32 музыкантов заочно, «по нотам». География конкурса объединила несколько континентов - Бразилия, Куба, Пуэро-Рико, Аргентина, США, Австралия, Китай, Иран,  Австрия, Испания, Греция, Нидерланды, Латвия, Украина, Англия и, конечно, Россия. Была среди конкурсантов и 29-летняя томичка Екатерина Приходовская, выпускница Томского областного музыкального училища им. Э.Денисова (фортепиано), Новосибирского государственной консерватории им. М.Глинки (теоретико-композиторский факультет), Московского Литературного института им. М.Горького, кандидат искусствоведения, доцент Томскогого педагогического государственного университета. Но повторить опыт томича Георгия Дорохова, который стал дипломантом I Международного конкурса в 2007 году, Катерине не удалось.

Справедливости ради надо сказать, ни один российский сочинитель не вошел ни в число победителей, кому вручались I  и II премии (1500 евро и 1000 евро соотвественно), ни в число дипломантов III Международного конкурса молодых композиторов им. Эдисона Денисова. О чем искренне сожалел постоянный член жюри, кандидат искусствоведения, председатель Ассоциации современной музыки Виктор Екимовский, приехавший в Томск на заключительный этап конкурса.

Он озвучил имена победителей. Первую премию жюри почти единогласно присудило испанке Нурие Хименас Комас, 1980 года рождения, из Жироны, выпускнице Высшей колы музыки в Женеве, лауреату конкурсов композиторовEulalio Ferre (Мексика). Вторая премия была вручена бразильцу с японскими корнями - Ивану Эйдзи Симура Ямаучи, 29-летнему композитору, исследователю и ди-джею. Дипломами награждены Василики Курти Папамустоу (Греция), Еванжелиа Тониа (Греция) и Михаэль Вальмюллер (Австрия).

Виктор Екимовский поблагодарил томичей, за то, что на родине Денисова помнят о великом земляке и  зачитал приветственное письмо Союза композиторов России, в котором также выражалась благодарность за проведение конкурса композиторов в память об Эдисоне Денисове.

История этого конкурса неразрывно связана с Томском. Здесь на родине выдающегося композитора современности, создателя новой российской композиторской школы, в 2007 году родилась мысль устраивать смотр композиторских сил среди молодежи. Инициатором этой идеи выступил Денисов-центр, созданный в 1999 году на базе музыкального училища, и само Томское музыкальное училище им. Э. Денисова. Идею одобрили и поддержали департамент культуры Томской области, министерство культуры РФ, Союз композиторов Москвы и музыкальное издательство «Le Chant  du  Monde», с которым сотрудничал Эдисон Денисов. Эти институты и стали учредителями томского конкурса.

По его условиям заключительный этап всегда проходит в Томске и превращается в фестиваль современной музыки. И первое слово было предоставлено самым юным - участникам  межрегиональный конкурс юных композиторов EDES.  И поскольку за последние десять лет сложилась уже сложилась традиция открывать для себя новые имена на таком фестивале, то и первый концерт назывался «Традиция открытия нового», в нем приняли участие музыканты Томска.

Внимание к молодым талантам не случайно. С одной стороны, Томск – город детства и юности Эдисона Денисова, дал ему азы музыкального образования и музыкальной культуры, дал цель жизни, и город хранит память о своем земляке. Не только тем, что исполняются его произведения, но и тем, что в Томске впервые звучат произведения молодых композиторов. Сочинения, победившие на конкурсе, прозвучали в заключительный вечер в исполнении московского духового квинтета «Sui generis». А накануне был сольный концерт этого молодого коллектива, участники которого выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории.

- Конкурс идет параллельно развитию всей музыки, и трудно сказать, что изменилось за три года, но для слушателя важно быть в курсе, и слушать сочинения современников, чтобы понять, как мыслят сегодня молодые композиторы. Такой конкурс воспитывает аудиторию, приучает ее мыслить.

Сочинения лауреатов и дипломантов нынешнего конкурса, как мне кажется,  однотипные, монотонные. Это немного обидно. Мир в этих произведениях предстает разорванным, трагичным.  Сейчас нет веселой, бравурной музыки. Композитор сегодня не старается объять весь мир, он лишь фиксирует мгновения, - признался по завершении конкурса Виктор Екимовский.