Новости культуры российских регионов
10 декабря 2013
Центр

Не проходит бесследно

В зале на Кирова работает персональная фотовыставка Максима Смотрова.

Мне не выпало счастья личного знакомства  с Максимом Смотровым; этого талантливого человека двадцати восьми  лет от роду  не стало чуть больше года назад, в ноябре 2012-го. Жизнь парня  унесла автокатастрофа.  Но след, оставленный им на Земле  (в частности, в родном Воронеже), она не уничтожила. С очевидным не поспоришь: фотографическое творчество Максима – явление, способное   продлить земное существование автора.

Спасибо маме, известной воронежской художнице Оксане Смотровой – после трагедии  она  досконально  изучила компьютерный архив сына. И обнаружила  образцы  фотоискусства, свидетельствующие о  том, что их создатель  – самостоятельный и сложившийся мастер. Со своим взглядом на мир – оригинальным, пристрастным, осознанным. А где-то  даже принципиальным.

Эх, дороги

В  2006 году  Максим факультет   окончил журналисти­ки ВГУ.   Сотрудничал  с журналом «ЭКС», позволявшим разрабатывать   тему  автодела.   

– Тема   была   Максиму очень близка: страсть к автомобиля­м   он   испытывал всегда, – рассказывает Оксана. –  Для каждой модели искал соответств­ующее   окружение,­ органичный­ фон.

«Органика» – главное, пожалуй, определение того, что прочувствует зритель работ Максима Смотрова,  объединенных в выставку, развернутую в фойе выставочного зала на Кирова. Очень хочется, чтобы эту экспозицию  увидело как можно больше воронежцев – она того стоит.

Машины (равно как и другие объекты-субъекты) в кадре Максима  живут своей жизнью – они, подобно живым существам, самодостаточны и одушевлены. А все оттого, что  сняты с любовью, с внятным авторским отношением, которое, как ни крути –   главное содержание любого и всякого изображения.  Наличию этого отношения – ярко выраженного, хорошо читаемого  – нисколько  не мешало то, что Максим профессиональным фотографом себя не считал. «Просто редко расставался с камерой», – говорит мама. И, как видим, умел с этой камерой договариваться, доверяя ей свои неординарные  замыслы.

Желанием «дружить»  с современной техникой, провоцирующей на творческие подвиги,  отличаются многие молодые люди. Выставку, однако, способную представить  полнокровный авторский мир, из их работ не сделаешь. Максим Смотров – совсем другое дело. Не надо быть искусствоведом, чтобы понять: этот человек – художник от Бога.

Особенность зрения

Безукоризненное, на мой взгляд, чувство композиции и неповторимости мига, тончайшая колористическая проработка, грамотный выбор тона и ракурса изображения, выразительная  эмоциональная окраска… Так бывает только тогда, когда мастер идет от ощущения, от оценки своего состояния, а не от школярской «наученности». Но если этот мастер, как в нашем случае, одарен от природы, его личное ощущение не противоречит академизму. Напротив, доказывает  неопровержимость классических постулатов: Максим, видимо, интуитивно пришел к тому, что выработала фотонаука за все время своего существования. Ну, и особенность зрения, мироощущение – не последняя скрипка всякой  творческой «игры»: в любом предмете Максим умел видеть арт-объект, обычный человек представлялся ему целым  миром.

«Он мастерски выхватывал деталь из целого, обстоятельство – из потока, – читаем в аннотации к выставке. – Умение прочувствовать тонкую гармонию времени, места и вещи вырастало в живые картинки». Не могу не согласиться.

Нельзя сказать, что при жизни Максима его мастерство не было замечено.  Но многочисленные приглашения  на работу от воронежских изданий  не прельстили: парень видел фотографию лишь увлечением,  частью жизни – такой же естественной, как слушать музыку в машине…