Новости культуры российских регионов
3 декабря 2013
Центр

Какой будет «территория души»?

Художественный руководитель Камерного Михаил Бычков рассказал о будущем театра.

Практика, для  Воронежа пилотная, но давно  и успешно апробированная в других  городах:   вести конструктивный разговор о будущем театра с его зрителями.  Встречу, призванную разобраться с перспективами Камерного театра (квалифицированного  как «территория души»), провел его художественный руководитель и главный  режиссер Михаил Бычков, пригласив в книжный клуб «Петровский» всех желающих.

Михаил Владимирович отметил, что  внутреннюю потребность в таком контакте ощущал давно. Но думает худрук не только о переменах в работе основанного им театра. Присутствовавший на встрече ректор ВГАИ Эдуард Бояков по секрету всему свету сообщил, что со следующего учебного года Бычков станет руководителем курса режиссеров в означенном вузе. Таким образом, профессиональных  режиссеров будут   воспитывать в Воронеже; намерения – самые благие.

На подступах к юбилею

Для начала Бычков  напомнил о социальной функции театра, подчеркнув: наступает время, когда, после некоторого снижения интереса к сценическому искусству, его важность  и роль вновь растет. Сегодняшний театр – одно из немногих мест, где можно искать ответы на  сущностные вопросы.

– Лично я воспринимаю театр именно так, – откровенничал Михаил Владимирович. – И стремлюсь выразить посредством его нечто принципиальное и сокровенное для меня. Никогда не относился к своей работе в театре как к труду инженера по выпуску продукции для развлечения публики. Поэтому – надо поговорить…

Монолога, таким образом, не предполагалось. Но некоторая исходная, скажем так, информация пришлась ко двору. Касающаяся, прежде всего, строительства нового здания Камерного театра.

– Летом 2014-го нам предстоит отметить двадцатилетие Камерного театра, который все эти годы  работал в помещении Дворца Железнодорожников, – напомнил Бычков. – И вот в следующем году, во что я искренне верю, построят  здание в центре города, куда театр переберется. Подготовка  жизни, которая в том здании начнется, должна сейчас происходить на уровне поиска модели театра. Под которую, соответственно, будут подбираться какие-то инструменты. К примеру –  штатное расписание с новыми должностями; Камерный ведь изначально придумывался как театр очень маленький. Исповедующий предельный минимализм в плане структуры. Я прожил двадцать сезонов без заведующего труппой, который есть в каждом театре. Без заведующего литературной частью, без которого нормального театра не бывает. Без заведующего музыкальной частью, без заместителей директора и многих других специалистов. Очень, конечно же, в театре нужных. Международные связи, видеоархив, продажа просмотров спектаклей через интернет, подготовка к фестивалям и гастролям, маркетинг и реклама; сейчас у нас нет не только отделов, но и людей, занимающихся этими вопросами. К сожалению.

Основное блюдо

Дело, пояснил худрук, не только в нехватке денег на все это «роскошество». В сегодняшнем  театре элементарно нет места – чисто физически – для того, чтобы посадить там, грубо говоря, лишнего человека. Который не мешал бы сосуществовать коллегам. И вот теперь – новые горизонты открываются, во всех смыслах.

– Мы уже сочинили театр как Дом, – доложил Михаил Владимирович. – Его возможности, пропорции, основные пространства  определены архитектурным проектом. Я принимал участие в  разработке этого документа  и наравне с его автором несу ответственность за то, как будет устроен новый театр.

Участок земли в центре города, отведенный под строительство, невелик. И стеснен исторически плотной застройкой. При таком раскладе возникает  необходимость использовать по максимуму «отписанные» театру квадратные метры – насколько позволяют существующие нормы.

– Гарнира, скажем так, там не будет, – только основное блюдо. Для творчества, производства спектаклей, зрителей, – метафорически объяснился  режиссер. – Преследуется задача не потерять основополагающей особенности нашего театра – его камерности. Когда соотношение сцены и зрительного зала таково, что зритель ощущает: спектакль играется лично для него. Он находится внутри действия и имеет к нему прямое отношение. При всем том мы видим, что сейчас Камерный театр стал вдруг труднодоступным: к нам не просто достать билеты. Сто мест – это сто мест; такова данность.  А зал нового театра будет вмещать сто восемьдесят мест; надеюсь, он при том останется достаточно камерным.

Но станет чуть более крутым: перепад высот между соседними рядами составит сорок сантиметров.

«Главный» зал – не единственный; согласно проекту, еще одно пространство способно  принимать от сорока до восьмидесяти человек. Там планируют играть небольшие спектакли, проводить читки и лаборатории. И, безусловно, экспериментировать и репетировать.

Теоретически же проект позволяет  использовать под показ спектаклей аж четыре пространства; хватило бы, говорит Бычков, творческих мощностей для их наполнения.

– Очень надеюсь, что театр будет расширяться и в человеческом,  профессиональном смысле, – поделился Михаил Владимирович. – Увеличится, наконец, труппа. Она не достигнет стандартных размеров  государственных театров, где работают от тридцати до шестидесяти артистов.  В гримерных комнатах нового театра запланированы двадцать четыре места. И я не думаю, что все их надо заполнить в первый же сезон…

День грядущий – готовит

Будет в театре своя студия звукозаписи и постоянно работающая группа музыкантов – небольшая, человек пять. Сочинение музыки для спектаклей, запись, проведение концертных программ совместно с артистами, самостоятельные творческие проекты – вот круг их профессиональных обязанностей.

– Сегодня театр – это много чего, – продолжал режиссер. – Особо продвинутые специалисты дошли даже до того, что актер в театре не всегда и нужен. Есть спектакли, где обходятся без артиста; я не уверен, что нам это так уж скоро грозит, но искать необходимо  в разных направлениях. В том числе – связанных с видео, кино, фотографией. И, конечно, на стыке музыки и драматического артиста.

В новом театре даже на крыше можно будет играть спектакли. Кроме того, зрителя пригласят в театральное кафе, выставочную  галерею, дискуссионный клуб.

– Мы все-таки найдем  ту модель театра, при которой воронежцы будут иметь гораздо больше точек соприкосновения с этим пространством, чем  с сегодняшним Камерным театром, – уверен Михаил Владимирович. – И зритель сможет проводить в наших стенах не два-три часа, которые длится  спектакль – как правило,  пять, а то и четыре раз в неделю.  А, при желании,  целый день,  с утра до позднего вечера. Места хватит для многого.

Чем конкретно это «многое» было бы интересно зрителю? Чего бы он точно не хотел применительно к новому Камерному? Собственно, за ответом на эти вопросы  Бычков и пришел в «Петровский», попросив активности собравшихся.

Народ спросил насчет специальных программ для молодежи – обучающих, к прмеру. Михаил Владимирович заметил, что хотел бы видеть молодежь, прежде всего, в зрительных залах. Чтобы регулярное посещение театра стало для этой категории граждан социальным ритуалом. Чтобы  молодые люди  воспринимали театр как место, где можно узнать что-то по-настоящему интересное, неформальное, отвечающее их реальным потребностям. И высказать свое мнение.

– Театр – и так было во все времена – место, объединяющее людей. Не зависимо от того, в  какой части города  или за его пределами они живут,  где работают, какую религию исповедует, – сделал акцент Бычков. –  Сегодня с этим трудно. Общество расслаивается, поляризируется; тенденция – опасная. И, надеюсь, Камерный театр сможет быть местом объединения  представителей всех слоев и сословий  – одним из. На единственность в этом смысле мы, конечно,  не претендуем.

Есть все основания полагать, что далеко идущие  планы  главного режиссера  воплотятся в жизнь. Даже если не одномоментно, то – поэтапно. Для этого теперь должно хватить не только долгожданных квадратных метров, но и времени: на днях, поделился Михаил Бычков, департамент культуры и архивного дела заключил с ним не договор на год-другой, как было раньше, а бессрочный контракт.