Новости культуры российских регионов
2 декабря 2013
Поволжье

В Самару привезли литографии Тулуз-Лотрека

В Музее модерна открылась выставка литографий знаменитого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека «Жизнь французской богемы».

Выставка, привезенная из Санкт-Петербурга Арт-центром на Перинных рядах, стала первым прорывом самарского музея в мир искусства европейского модерна. Вариант для «прорубания окна в Европу» выбран практически беспроигрышный: Тулуз-Лотрек – один из самых известных художников французского постимпрессионизма, да и тема его литографий – знаменитые французские кабаре и все, что вокруг них, - конечно, вызывает интерес публики. Осмотр выставки позволяет убедиться – свою известность Тулуз-Лотрек заслужил.

Очень точные, несколькими штрихами очерченные характеры. Тонкие сочетания разных стилей – от вестерна до японской гравюры. Некоторые приемы Тулуз-Лотрека – типа стоящего на афише спиной к зрителю артиста – и сейчас кажутся новаторскими для жанра рекламного плаката. Впрочем, больше всего впечатляют не афиши мастера (а их на выставке большинство), а его рисунки. Их немного, но они позволяют хоть в какой-то степени оценить лотрековскую работу с цветом и его умение передавать психологию героев. В какой-то степени - ибо самые знаменитые работы Тулуз-Лотрека в Самару все-таки не привезли. Но то, что есть, вполне позволяет почувствовать Лотрека-романтика, Лотрека – наследника импрессионистов. Облака цвета, складывающиеся в фигуры людей. Характеры, пойманные несколькими штрихами. Это противостояние рисунка, который очень жестко обозначает ситуацию и характер героя, и цвета, создающего романтическую недосказанность, очень интересно.

Дополняет выставку история жизни Тулуз-Лотрека, изложенная в нескольких «сериях». Знаменитые предки, горячая кровь, тяжелая болезнь, интерес к жизни обитателей борделей, ранняя смерть. В общем, все что нужно, чтобы создать настроение и занять публику. Нелишней кажется и информация о героях его картин – артистах кабаре. Она не так уж много сообщает нам о «жизни французской богемы» (да и вряд ли эта жизнь кардинально отличалась от жизни наших современников), но в какой-то степени позволяет представить те работы художника, которых на выставке нет. В общем, прикосновение к модерну получилось таким, каким нужно, – мимолетным, но запоминающимся надолго.